Эвребе в памяти болельщиков остается одним из самых противоречивых арбитров 21 века. В 2009 году норвежский судья принял сразу несколько шокирующих решений в матче Лиги чемпионов между Челси и Барселоной.

После матча на Стэмфорд Бридж, по итогам которого англичане вылетели из турнира (1:1 после 0:0 на Камп Ноу), Челси обвинил судейскую бригаду в том, что в матче не было назначено четыре пенальти в ворота гостей.

Болельщики по всему миру даже спустя годы вспоминают Эвребе и его скандальные решения. Так что сейчас происходит с этим арбитром и что он спустя девять лет думает о том самом поединке?

- Сперва расскажите, чем сейчас занимается мистер Эвребе?

- Я отошел от судейства, хотя иногда, когда моим коллегам нужны советы, особенно психологического характера, я стараюсь помочь им. Но это не является моей работой.

- Почему? Обычно арбитры топ-класса продолжают работу и после завершения судейской карьеры.

- У меня все хорошо. Я работаю по выходным и теперь у меня много свободного времени. Я этого и хотел.

- Давайте перейдем к делу. Вспомните 6 мая 2009 года. Вы гордитесь своим арбитражем в тот день?

- Нет, конечно нет. Это был не самый лучший день в моей карьере. Но подобное случается с арбитрами, мы можем совершать ошибки. Игроки и тренеры тоже ошибаются. Бывает, что в определенный момент может не хватить квалификации, например. Но конечно же нет — я не горжусь тем днем.

- Вы пересматривали матч?

- Я всегда пересматривал матчи и учился на своих ошибках. Но я больше не рефери, так что смотреть эту игру не имеет никакого смысла. Тем не менее, этот день преследует меня, ведь время от времени журналисты напоминают мне о нем. Положа руку на сердце, говорю вам — я не против обсуждать тот матч, ведь это часть моей карьеры.

- Челси тогда требовал Вас назначить пенальти в четырех моментах. Как Вы думаете, какая Ваша ошибка была самой серьезной?

- Тогда было принято несколько неправильных решений и каждый оценивает их по-своему. Повторюсь, игроки и тренеры тоже ошибаются, но с ними ничего подобного не происходит. Я горжусь тем, что у меня была длинная карьера, я входил в элиту судей в Европе и был среди лучших арбитров в своей стране. К сожалению, многие люди забывают обо всем этом и помнят меня лишь по тому матчу.

- Но это был полуфинал Лиги чемпионов...

- Да, это понятно. Это еще был и ответный матч. Все были шокированы. С этой точки зрения понятно, почему все так долго помнят тот вечер на Стэмфорд Бридж.

- Помните игру руками Пике и Это'о? Одна из них была практически на последней минуте.

- Да, конечно помню, руки там действительно были. Тем не менее, людям неинтересно, что я думаю по этому поводу, им важно мое решение. И они с ним несогласны. Споры могут продлиться вечно.

- В одном из моментов Баллак в очень грубой манере пытался Вам что-то доказать. Почему Вы его не удалили?

- После игры легко говорить: "Почему было принято такое решение, а не такое?". Главное — учиться на своих ошибках. Тогда я решил не удалять Баллака, вот и все. Трудно объяснить, почему на поле принимаются именно такие решения, а не другие. Возможно, это из-за давления. Или, быть может, потому что Баллак бежал сзади, и я до конца не видел его. В каждом решении есть множество причин.

- Вы чувствовали давление? 

- Я привык к этому. 

- После матча Вы пожали руки игрокам Барселоны?

- Я не разговаривал ни с одним футболистом после игры и с достоинством покинул поле и отправился в раздевалку. Помню, что нам было трудно добраться до гостиницы, ведь нас преследовали много недовольных людей. В тот момент мы должны были думать только о своей безопасности. Нам даже пришлось сменить несколько отелей.

- Как Вы считаете, справедливо ли многие характеризуют судейство того матча, как самое скандальное в истории? 

- Может быть, не знаю. Я не могу повлиять на мнение окружающих. Но мне было бы интересно спросить, например, болельщиков Реала, чтобы они думали обо мне, если подобные ошибки были совершены в пользу их команды, а не Барселоны? Тем не менее, я уважаю мнение всех людей.

- Что Вы думаете об арбитраже Дениза Айтекина в матче Барселоны и ПСЖ?

- Читал об этом, но поединок не видел. Не могу комментировать, однако знаю, что были ошибки. Что касается моего матча Челси — Барселона, то я согласен, что принимал неправильные решения, которые, возможно, повлияли на результат, но такова часть арбитража. Перед нами стоит задача принять решение за считанные секунды. А затем ты пересматриваешь момент по телевизору и думаешь: "Боже мой, я ошибся при назначении пенальти или несправедливо удалил футболиста". Такова реальность. 

- С VAR этого бы не случилось?

- Конечно же. Если бы тогда была возможность воспользоваться видеоповтором, то я не думаю, что сегодня, спустя девять лет, мы бы говорили о той игре. Ведь тогда я принял бы другие решения. Поэтому я считаю, что сейчас арбитраж более справедлив. Я полностью поддерживаю VAR и уверен в этих технологиях.

- Но вы не считаете себя главным виновником вылета Челси? 

- Смотря с какой стороны посмотреть. Я отвечал за решения, которые были приняты и можно утверждать, что если бы я решил иначе, то Челси, возможно, вышел бы в финал. Но мы этого никогда не узнаем. Я принял решения, и они были не самыми правильными. Однако нельзя сказать однозначно, вышел бы тогда Челси в финал, если бы я свистнул иначе.

- Получали ли Вы угрозы смерти от болельщиков Челси?

- Да, было и такое. Но это в прошлом. Где-то до 2012 года эта темы была очень горячей. Затем люди успокоились. Конечно, после публикации этого интервью многие фанаты снова вспомнят обо мне, но сейчас с этим нет никаких проблем. Люди в праве делать то, что им хочется. Сейчас я счастлив и живу в Осло со своей семьей и друзьями. Мои ошибки остались в прошлом.

- Правда ли, что вы ушли на пенсию, обиженным на ФИФА за то, что Вас не назначили на матчи чемпионата мира 2010 года? Как считаете, это было наказание за тот самый матч?

- После матча Барселоны и Челси я продолжал судейство, но затем принял ошибочное решение по поводу офсайда в одном из матчей... Тогда на меня снова начали оказывать давление. Мне было уже 44, а с 45 ты не можешь судить международные матчи. После этого я судил только в Норвегии, но вскоре получил травму и моя карьера подошла к концу. Я ушел на пенсию именно из-за травмы, а не после решения ФИФА.

- То есть Вы не думали об уходе после того матча?

- Нет, совсем нет. Хотя я думаю, что после того дня я потерял уважение многих людей. Несмотря на это, я продолжал судить. 

- И у вас есть смелость признать свои ошибки.

- Понимаете, когда ошибается футболист, то практически ничего не происходит. В этом плане ошибки судей отличаются. К сожалению, от этих ошибок никуда не денешься, и мы должны принять это. Таково мое мнение.

А вот и обзор того самого матча.


Перевел Александр Пузик, Football.ua