Пэт Райс посвятил Арсеналу сорок четыре года своей жизни. Он как никто знает, что собой представляет менеджер и главный тренер лондонской команды Арсен Венгер.
Пэт Райс, фото bbc.co.uk
12 травня 2012, 16:15
Матч с Вест Бромвичем в завершающемся сезоне станет для Пэта последним в роли помощника французского специалиста. Тренер, отдавший всего себя Канонирам, завершает свою деятельность на этом посту. Помимо нескольких материалов благодарности официальный сайт Арсенала решил достать из архивов интервью Райса для программки игрового дня в 2006 году, посвященной десятилетию работы Венгера в лондонской команде.
- Каковыми были ваши первые впечатления об Арсене? Для вас его появление в клубе также стало культурным шоком, как и для всех остальных?
- Конечно. Прежде для нас было нормой собираться после игры и идти куда-то выпить. Вне зависимости от того, когда завершилась игра, футболисты шли в одно из мест отдыха, где и употребляли пиво и другие спиртные напитки. Но все это моментально прекратилось с приходом Арсена. Откровенно говоря, как раз тогда у капитана команды Тони Адамса имелись серьезные проблемы с этим делом, потому они между собой решили, что с этим нужно завязывать. И с тех пор никакого алкоголя не было ни в раздевалке, ни где-то поблизости. Венгер показал, что он опережает свое время, потому что на тот момент выпивка была привычным делом в каждом клубе.
- Какие еще мгновенные изменения произошли?
- Диета. Это был очень серьезный вопрос - что едят футболисты. Также изменился подход к разминке - ее стали делать до и после тренировки, что было для нас новым. Некоторые более опытные игроки говорили, что это помогло им продлить свои карьеры, особенно те, кто составлял наш костяк в обороне. Возможно, кто-то к этому процессу относился скептически, но это на самом деле работало.
- Вы также на момент появления в клубе Венгера относились к этим нововведениям скептически?
- Никто из нас не понимал, кем является Арсен. Мне кажется, что единственным человеком, который знал о нем все, был мистер Дин, остальные же не имели о нем никакого
представления.
- Встречался ли он с вами и другими членами тренерского штаба после своего назначения и объяснял свое видение ситуации?
- Нет, вовсе нет. Он пришел в клуб, и постепенно, но уверенно подстраивал работу под себя. Все прошло мирно и гладко, ничего драматичного не происходило. Каждый в итоге отреагировал на все изменения позитивно.
- Была ли какая-то неопределенность относительно вашей роли в работе команды?
- В первый же день его работы в клубе я спросил у него, в чем будет заключаться мои обязанности, на что он ответил, что хочет видеть меня рядом с собой. С тех пор ничего не менялось.
- Давали ли вы ему какие-либо советы относительно Арсенала и Премьер-лиги в целом?
- Нет, не совсем, как таковых советов у меня он не спрашивал. Мы собирались с тренерским штабом и, в зависимости от того, с кем предстоял матч, обсуждали команду и отдельно взятых игроков соперничающей команды. Но его осведомленность относительно футболистов шокирует - это касается не только Англии, но и всего мира. Об этом вам скажет каждый.
- Как вы можете оценить его вклад в развитие Арсенала?
- Он провел полную революцию в клубе. Достаточно просто посмотреть на тренировочную базу и обслуживающие здания. Достаточно посмотреть на стадион. Он всегда говорил о том, что, если есть желание конкурировать с величайшими клубами мира, нужно что-то делать по-другому. Теперь же все знают наш игровой стиль, наслаждаются им. Игроки наслаждаются такой игрой, что наиболее примечательно. И, как тренер, ты также не можешь наслаждаться игрой. Работать здесь - сплошное удовольствие. Не представляю, кто бы мог отказаться от подобного, особенно при таком боссе!
- Как развивались ваши отношения за эти годы?
- Мне кажется, что я, Боро (Приморац - один из тренеров первой команды Арсенала - прим. М.В) и босс сумели наладить отношения настолько, что можем всегда друг другу говорить правду, высказывать наше мнение без тени смущения, но в итоге все равно все решения остаются за Венгером. И он сделает так, как считает нужным, в чем мы его только поддержим. Мы хорошо ладим, это подтвердят и те, кто знают Боро и Арсена.
- Похож ли он на кого-то из тех тренеров, с кем вам уже приходилось работать?
- Нет, подобных ему не существует. Он намного спокойнее тех, кого я знаю. Венгер такой же старательный тренер, как и те, с кем я работал прежде, но наиболее удивительная

вещь заключается в том, что он знает невероятное количество футболистов со всего мира, благодаря чему клуб из года в год получает выгоду. Он перевел Арсенал в новое измерение.
- Насколько он погружен в работу команды как тренер?
- Очень сильно. Он всегда находится на тренировочном поле, всегда. Всегда работает с игроками, вне зависимости от того, это индивидуальное занятие или общекомандное. Он занимается с игроками молодежных команд, с резервистами, с первой командой - ему по душе тренерская деятельность. Его энтузиазм заразителен, люди слушают его, потому что было бы глупо не делать этого. Он с уважением относится к людям, и если ему есть что сказать кому-то, поговорить по душам, эта беседа состоится один на один, потому никаких публичных разногласий и не случается. Мы всегда работаем над тем, чтобы добиться победы в следующем матче, все остальное не имеет значения. Все упирается в это. Все тренеры работают в единстве, каждый приносит свой вклад. Каждое утро менеджер собирает тренерский штаб, дает нам задания на день, нам же остается эти задания выполнить.
- Как прошли первые десять лет с Венгером?
- Они попросту пролетели. Я помню тот день, когда он присоединился к нашему клубу, будто это состоялось вчера. Я забрал его из отеля в тот день и привез на Хайбери. Возможно, его уже можно считать величайшим менеджером Арсенала, как минимум он определенно стоит вровень со своими предшественниками. Его наследие будет длиться вечно.
Перевод и адаптация Марка Венгерова, Football.ua