В начале нового века украинские болельщики с радостью наблюдали, как из года в год киевское Динамо стабильно участвует в Лиге Чемпионов. Шахтер только начинал тогда свое восхождение к европейским вершинам, а потому Динамо было чуть ли не единственной отрадой украинских фанатов.

Стали интересоваться - а кто еще, кроме киевлян, так стабильно участвует в главном евротурнире? Поиски среди признанных грандов результата не дали - и взоры обратились в сторону Норвегии. Ведь именно в этой стране, в городе Тронхейм базировался Русенборг - клуб, который на Родине прозвали "маленькими троллями".

А ведь, по сути, с прозвищем не прогадали. Норвежцы начали "троллить" футбольную общественность задолго до возникновения нового значения этого термина - "цеплять", "провоцировать". Из года в год Русенборг появлялся на футбольной арене и начинал раздражать грандов своими громкими победами над ними. Восемь сезонов подряд в Лиге Чемпионов - рекорд, который был бит Манчестером Юнайтед. Потом. А первым был Русенборг.

Разумеется, стабильность может вытекать только из стабильности, на ровном месте таких результатов добиться практически нереально. Ну раз, ну два... но чтоб постоянно? Присмотримся пристальнее к норвежскому клубу - и мы увидим на тренерском посту одного человека на протяжении 22 лет. С небольшим перерывом, да, но знаете, сколько таких перерывов было у Нильса Арне Эггена? В прошлом году он в СЕДЬМОЙ раз возглавил Маленьких Троллей. Это еще поискать хорошенько надо, а не рекорд ли это часом?

Тролли, но сначала Орки. Сказочная биография Нильса началась еще в 1956 году, когда ему стукнуло 15 лет. Почему сказочная? Так ведь до троллей были орки - именно Оркдаль стал первым клубом юного футболиста. С амплуа на поле Эгген долго не колебался - оборона интересней атаки, решил для себя маленький Нильс. Время лишь подтвердило правильность решения - через четыре года фамилия "Эгген" красуется на футболке Русенборга.

Три сезона отбегал защитник в Тронхейме, после чего перебрался в столицу страны Осло, поиграть за Валеренгу. Но недолго пробыл там Нильс - всего два года, после чего вернулся... нет, не к Оркам, а к Троллям. Там и стал Эгген Игроком года в своей стране. Там он, наконец, и завершил свою карьеру.

Завершил одну, чтобы тут же начать другую.

Тотальный режим. Начало тренерской карьеры получилось немного сумбурным,  метания туда-сюда характерны для стартового периода тренерства Эггена. Год в Русенборге, год, в норвежской молодежке, национальная сборная, снова Русенборг. Однако Нильс Арне не просто скакал по стране в поисках счастья - в это же время формировалось его футбольное видение.

В ту пору и произошло удививший и покоривший весь мир "тотальный футбол" в исполнении соседей-голландцев. Именно тогда Эгген определился... нет, не с кумиром, нельзя так сказать - меньше всего Нильс Арне походил на глорихантера, бьющего поклоны очередной модной иконе. А вот как источник вдохновения - это да! Идеи Ринуса Михелса нашли отклик в душе молодого норвежского тренера, ему пришлись по душе глубокие философские идеи наставника голландцев.

Прежде всего. Эгген понимал, что для тотального футбола необходимы тотальные исполнители. Также он понимал, что за один год результата не добиться никак, а потому с кочевой тренерской жизнью надо завязывать. И Эгген возвратился в Русенборг - теперь уже, фактически, навсегда.

Золотая эра. 1988 год - дата уже не второго, а просто очередного пришествия Нильса Арне на тренерский мостик Русенборга. И началась кропотливая работа. первые результаты которой не заставили себя долго ждать - в 1989 году Русенборг НЕ стал чемпионом Норвегии. После чего вплоть до 2004 года Тронхейм не слезал с трона норвежских чемпионов.

Эгген сделал из Русенборга "команду-пружину". Четыре защитника, три полузащитника и три форварда - вся эта схема моментально сжималась во время атак соперника. Но стоило сопернику этому мяч потерять, как пружина разжималась с молниеносной скоростью - разящие контратаки стали основным элементом игры Русенборга. Здесь-то и пригодились навыки тотального футбола, когда на острие пружины мог оказаться кто угодно.

Такой футбол сам по себе, может, не особо и удивителен, но оказался до чрезвычайности эффективен. Про чемпионства в Норвегии мы уже говорили, пришли победы и в Лиге Чемпионов. На "Леркендале" не просто побывали известные команды на радость публике - они регулярно возвращались оттуда битыми. Реал - 2:0, Олимпиакос - 5:1. Но не только дома блистали Тролли. Например, они запросто могли приехать на Сан-Сиро и грохнуть местный Милан - надо отдать должное Эггену, для него авторитетов в этом мире не существовало. Нет, он не "зазнавался" и всегда прекрасно понимал, что Русенборг - не более чем твердый середняк европейского футбола. Просто никогда не считал это причиной заранее складывать лапки и грохаться оземь перед грандом.

И это приносило ошеломляющие результаты. Как тут не вспомнит четвертьфинал сезона 1996-97, где норвежцы уступили лишь блестящему тогда Ювентусу со счетом 3:1 (по сумме двух матчей)? Или первое место в групповом этапе в сезоне 1999-2000, когда была повержена дортмундская Боруссия со счетом 3:0! Не давались Эггену почему-то лишь французские клубы - неприлично много пропускал Русенборг и от ПСЖ, и от Лиона.

Ловите консультанта. Однако все, что имеет начало, имеет и конец. В 2002 году Эгген покинул клуб, посчитав, что он сделал все, что можно для этого клуба. Да и возраст 60 лет - не то чтобы ужасно много, но иногда хочется и отдохнуть (сэру Алексу не понять). Однако год без Эггена стал для Русенборга провальным - новый тренер не смог эффективно воспользоваться налаженным механизмом, оставленным по наследству Эггеном. Сам Нильс Арне согласился вернуться в клуб только в качестве консультанта. Русенборг был согласен на это, только бы вернуть его себе, да побыстрее.

Однако через год Эгген все же ушел, и как тогда казалось, окончательно. Не пришлась ему по душе должность консультанта, а тренировать уже не хотелось. И легенда ушла на покой, целых шесть лет мирно наслаждаясь заслуженной и положенной по закону пенсией. Однако почему же идея рая и ада кажется столь сомнительной? Потому что они ВЕЧНЫЕ. А в этом нет никакого смысла - ни в вечных муках, ни в вечном удовольствии, так как все всегда сменяется и возвращается на круги своя. Как говорил Роланд Дискейн, герой романов Стивена Кинга, "Ка (жизнь, судьба) - это колесо".

И колесо Эггена прикатилось вновь в Русенборг. Многие обрадовались, безусловно, но вряд ли кто-то сильно удивился. Это возвращение состоялось в мае прошлого года, а уже в октябре Русенборг снова праздновал чемпионство. Неутомимый и вечно голодный к трофеям Нильс Агген вернулся - и его возвращение, как и "камбэк" некого ЮПС в некий киевский клуб, моментально принесло радость болельщикам.

На этом точку мы не ставим - Эгген продолжает рулить в норвежском футболе, хотя через полгода ему уже будет 70. Его футбол - действительно другой, он совершенно иной даже у себя на родине. Что уж говорить о всей Европе...

Три пробки и две открывалки. Как-то раз, после очередного матча Лиги Чемпионов, Эггена спросили, в чем же секрет его победной тактики. "Все просто", - ответил уважаемый мэтр. "Мы играем, как бутылка - в защите у нас три пробки, а в нападении - две открывалки".

Здравствуй, ж..., Мольде-клуб. Свою-то тактику Эгген объяснить мог, а вот чужую предпочитал обходить стороной. Но и он не выдержал, когда Мольде, благодаря на редкость унылой и засушенной игре, вырвал победу благодаря случайному голу. Эгген пришел на послематчевую конференцию и сказал коллеге, тренеру Мольде Аге Харейде: "Поздравляю вас, милейший, с замечательным жопофутболом". Эта фраза впоследствии стала весьма популярной в Норвегии.

Суровый норвежский юмор. Помните, как наставник Копенгагена повздорил с Пепом Гвардиолой, который, видите ли, не понял изысканной норвежской шутки ("Пинто надо дисквалифицировать на 5 матчей"). Похоже, Сольбаккен действительно ни в чем не виноват, просто юмор у них там такой. Вот, например, Эгген процитировал норвежскую поговорку: "В застывшем храпе дремлет надежда" ("There's hope in hanging snore"). И что? Чтобы это значило, объясните на милость? Этому выражению даже песню посвятили



В общем, чтобы это ни значило, но вот храпа Эггена мы не дождемся, похоже, никогда. Потому что Нильс Арне никогда не спит на посту Русенборга. Да, он может иногда вздремнуть, но после этого обязательно устроит сопернику бессонные ночи и вырванные годы.
 
Алексей Федянин, Football.ua