Недавно, шарясь в Интернете, наткнулся на одну символическую сборную. Сборная эта состояла из игроков Премьер-Лиги. Только отбирались эти игроки не по уровню мастерства, не по роли в истории футбола, ни по количеству выигранных трофеев. Критерии отбора в эту команду были крайне далеки от футбола. Эта сборная состояла из игроков, которые, по мнению авторов, являются самыми уродливыми футболистам английского чемпионата.

 

Значился в этой сборной и Питер Бердсли. Игрок, которого Гари Линекер называл «лучшим партнером по нападению из тех, с кем приходилось играть», был определен «тренерами» на левый фланг полузащиты, так как места в нападении были заняты Ианом Дауи и Мэттом Ле Тиссье. В принципе, эта позиция была знакома Питеру и в «реальном» футболе. Бердсли был универсальным игроком, способным закрыть любую позицию в атаке, разве что справа в полузащите играть ему не довелось. Так что можно предположить, что у авторов идеи имеется не только типично британское чувство юмора, но и некоторое понятие об игре.

 

Нужно заметить, что подколки по поводу своей внешности Бердсли терпел на протяжении всей своей карьеры. Не отстали от него и по ее завершении. Человека, который, казалось, еще совсем недавно заставлял биться в экстазе английские стадионы, вспоминали в совсем не футбольном контексте. И я считаю, что совершенно напрасно. Ибо футбольная биография Питера настолько интересна и насыщена, что рассказать о ней можно намного больше, чем о форме его подбородка.

 

Питер родился в Ньюкасле, городе, давшем английскому футболу уйму высококлассных игроков, среди которых особняком стоят, помимо нашего героя, Алан Ширер, Пол Гаскойн, Крис Уоддл. Начальный этап его карьеры ничем оригинальным не отличался: поигрывал себе за молодежный состав Сорок, ждал своего шанса проявить себя в первой команде. Однако тренеры Ньюкасла никаких особых талантов в подростке не заметили и профессиональный контракт не предложили. Действительно, Питер если и был на кого похож в те годы, то уж точно не на будущую звезду британского футбола. Ведь после того, как его попросили Сороки, Питер умудрился провалить просмотры в Джиллингеме, Оксфорде, Бернли, и Кембридже! Команды те в то время явно не являлись красой и гордостью Англии, но тем не менее, все они отказались от услуг Питера. Интересно, о чем думало руководство тех клубов, когда Питер за рекордные для британского футбола деньги переходил в Ливерпуль? Наверное, сокрушалось о недополученных деньгах и крыло на чем свет стоит тогдашних селекционеров, признавших бесталанным невысокого паренька с огромным подбородком из Ньюкасла…

 

Но до этого Питеру еще предстояло пройти долгий и тернистый путь. Потерпев неудачу с вышеперечисленными клубами, Бирдсли все-таки устроился в заштатный Карлайл, бороздивший в то время просторы третьего дивизиона, и ни о каких звездах с неба даже и не помышлявший. Получив, наконец, шанс поиграть на профессиональном уровне, Питер схватился за него всеми конечностями. Своей работой он заслужил доверие тренеров Карлайла, и те по ходу сезона 79/80 начали потихоньку подпускать его к основе. Питер рос и крепчал, а главное, в условиях «трясины» формировался его характер. Уроки, полученные в матчах третьего дивизиона, Бердсли использовал в течение всей своей карьеры.

 

Сезон выдался довольно успешным и для Питера, и для его команды. Карлайл занял приличное для себя шестое место, и хотя о выходе во второй дивизион и речи не шло, в клубе это было сочтено удовлетворительным результатом. Питер по ходу сезона закрепился в основном составе и в 38-ми матчах забил 8 голов. Вроде как и "не фонтан", но если учесть, что парню по ходу сезона исполнилось лишь 19, и это был его первый сезон на таком уровне, то предъявлять претензии игре Бердсли не приходится.

 

Так и поигрывал Питер за Карлайл. Конечно, этот клуб не был пределом его мечтаний. Он бредил родным и любимым Ньюкаслом, мечтал получить еще один шанс в этом клубе. Уж тогда бы он точно им воспользовался. Однако селекционеры Сорок, по-видимому, не сильно утруждали себя просмотром матчей Д3, поэтому подвиги Бердсли в составе Карлайла оставались без их внимания.

 

Хотя «подвиги» - наверно, слишком громкое слово. Оставаясь основным форвардом команды, Бердсли забивал не так уж часто (особенно если сравнивать с ег результативностью в последующие годы), а в последнем сезоне за Карлайл отличился всего четыре раза. Оттого и не наблюдалось очереди из желающих заполучить все еще молодого, но не факт, что таланта. И Питер принял решение, которое по нынешним временам кажется просто диким. Он поехал играть… в Канаду.

 

В то время английские клубы часто играли товарняки с североамериканскими. И хотя Карлайл в подобном замечен не был (таким все ж больше клубы первого дивизиона баловались), представители славного по канадским меркам клуба Ванкувер Уайткэпс каким-то образом заметили Бердсли и обратили внимание на игру юркого и взрывного форварда. Как это произошло, история умалчивает. Остаеться только предположить, что во время одной из поездок в Англию представители Уайткэпс просмотрели несколько матчей низших дивизионов с целью присмотреть для себя игроков. Понятно, что никто из элиты к ним играть не поедет, а вот в «трясине» можно найти стоящих игроков. А что, ребята там играют непривередливые,  денег много просить не станут, а по уровню наверняка не уступают канадским «звездам». Так почему бы и не пригласить пару-тройку футболистов.

 

Так ли это было, или по-другому, но факт остается фактом: в апреле 82-го Бердсли сменил суровые реалии третьего дивизиона Англии на подобие игры в футбол, которым баловались в Канаде.

 

Однако пребывание в Северной Америке оказалось дл Питера недолгим. Спустя всего пять месяцев после прихода Бердсли, канадцы в очередной раз поехали в Англию на порцию товарищеских матчей. В одном из них, против МЮ, Питер отличился спустя всего 13 секунд после своего выхода на поле. Тренер Манков Рон Аткинсон только рот раскрыл от изумления, а придя в себя, поставил руководству клуба задачу заполучить в свои ряды шустрого нападающего.

 

Бирдсли воспринял этот трансфер с огромным воодушевлением. Еще бы, мало того, что он возвращается в нормальный футбол, так еще и будет играть за МЮ, один из славнейших клубов страны! Естественно, Питер пахал на тренировках, пытаясь доказать Аткинсону, что он не ошибся с его приобретением. Однако Рон не спешил ставить парня в основу. Более того, он даже на замены его не выпускал! Просто Аткинсон был из тех тренеров, которые не очень доверяют молодым игрокам. Точнее, не совсем не доверяют, но считают, что ребят нужно как следует закалить в резерве, чтобы лучше подготовить к баталиям на высшем уровне. Именно так получилось и с Бердсли. Питер должен был сидеть в резерве и ждать свой шанс.

 

Однако ждать он не собирался. Несмотря на свою молодость, он уже много чего ждал в своей жизни. Сначала он ждал профессиональный контракт от Ньюкасла, потом он ждал, когда же он наконец вырвется из этого чертова Д3… Ему уже 22, и времени ждать, пока Биг Рон сочтет его готовым для матчей высшего уровня, у него нет. Ему нужно играть. И если для этого снова придется ехать в Канаду – что ж, значит, надо ехать. Так, сыграв лишь один матч за МЮ (в Кубке Лиги против Борнмута), Питер снова пересек Атлантический океан, присоединившись к знакомым уже «Белым Кепкам». Причем желание Питера покинуть «Олд Траффорд» было столь сильным, что он убедил боссов МЮ отпустить его бесплатно! Позже расставание с Бердсли некоторые историки клуба оценят как «одну из наибольших ошибок в истории клуба». Кто знает, как бы повернулась его судьба, останься он в Манчестере на более долгий срок… 

 

Однако ему вновь пришлось познавать все прелести «соккера». Правда, сделать это в полной мере ему вновь не удалось. И на этот раз причина была намного более приятной для Питера. Его позвал родной Ньюкасл!

 

Как Сороки вышли на своего воспитанника остается загадкой. Вряд ли они следили за североамериканскими перипетиями, а увидеть его в деле в составе МЮ они по понятным причинам не могли. Все-таки следили за ним в Карлайле? Или подсмотрели очередную порцию товарняков канадцев против англичан? Так или иначе, в сентябре 83-го Питер осуществил главную на тот момент футбольную мечту: он получил футболку любимых Сорок!

 

И плевать, что играли они тогда во втором дивизионе. Амбиции клуба били через край, и задача перед клубом ставилась только одна: выход в первый дивизион. И никаких гвоздей! Тем более составчик располагал: уже начал заявлять о себе талантливейший Крис Уоддл, а пару в нападении нашему герою должен был составлять не кто иной, как Кевин Киган.

 

Поставленную задачу команда решила. Правда, без особого блеска, и не сметая всех соперников со своего пути, но Сороки заняли третье место, и получили право играть в первом дивизионе. Одним из главным творцом успеха, наряду с Киганом, конечно, стал и Питер Бердсли. Форвард, от которого после его канадских похождений и неудачи в МЮ никак не ждали такой прыти, сходу завоевал место в составе, и наколотил 20 голов в 35-ти  матчах! Стоит ли говорить, что игрок, который хоть и являлся воспитанником клуба, но про которого не знали даже завсегдатаи «Сент-Джеймс Парка», мигом стал кумиром трибун и значимой персоной во всем городе?

 

Перед сезоном 84/85 Ньюкаслу предрекали не самое радужное будущее. Да, команда крепкая, с характером, и с талантливыми игроками, но те козыри, которые команда использовала во втором дивизионе, вряд ли помогут ей в элите. Примерно также специалисты отзывались и о Бердсли. Дескать, парень молодец, набил во втором дивизионе двадцаточку, но сейчас ему придется столкнуться с совсем иным уровнем противодействия, поэтому фейерверка ждать от него не стоит.

 

Продолжение следует...

Николай Постников, специально для Football.ua