За год работы на посту главного тренера сборной Украины Андрей Шевченко приучил журналистов к открытости, чего не было раньше при предыдущих наставниках.  В начале своего пути Шевченко сказал, что собирается создать единую систему игры национальных сборных. И попытался привить украинской команде играть в контроль мяча, чего также раньше не было. Несмотря на то, что игра сборной пока вызывает много вопросов, ее главный тренер настроен оптимистично. Он уверен в своем выборе и готов продолжать бороться за выход на чемпионат мира.

- Я доволен самоотдачей каждого футболиста сборной, — начал наш разговор Андрей Шевченко. – За этот год у меня есть только один матч в котором я могу предъявить претензии к футболистам. Это матч с Мальтой. Но там были далеко не футбольные причины.

- Какая игровая линия беспокоит главного тренера сборной Украины больше всего перед матчами с Турцией и Исландией? Наверняка в первую очередь защита, а потом уже нападение?

- Мы в очередной раз сталкиваемся со всеми проблемами с  которыми уже знакомы на протяжении всего отборочного цикла. У нас есть ряд позиций на которых сборники не играют в своих клубах. К сожалению у нас нет стопроцентной замены. Несмотря на то, что в Украине в клубах играет достаточно игроков, многие из них не соответствуют уровню национальной сборной.  У нас есть проблемы в защите – правый защитник Богдан Бутко не играет в Шахтере. Также ни один нападающий, которых мы уже привлекали в сборную, не играет в своем клубе. Например, Евгений Селезнев начал чемпионат не в стартовом составе. Не знаю решит ли он свой вопрос с переходом в другой клуб. У меня есть время довызывать игроков. Если в ближайшее время кто-то из кандидатов хорошо себя проявит, то получит вызов в национальную команду. А так будем исходить из того что есть. Ведь это не главная проблема.

- А какая главная проблема?

- Для меня очень важно чтоб Динамо и Александрия вышли в групповой этап Лиги Европы.  И чтобы в последний момент никто из сборников не получил травмы.

- Ваши помощники Мауро Тасотти и Андреа Малдера были на выездной игре Динамо с Янг Бойз. Даже сложно представить какой отчет по игре они написали для Вас…

- Они сразу же сказали мне, что поле было очень тяжелым. Это очень важный фактор, он повлиял на игру и результат. Приспособиться к полю было сложно. Комментировать саму игру я не хочу.

- Возвращаясь к разговору о нападающих. В стартовой игре отбора против Исландии ваша команда вышла на поле без номинальных нападающих. Полузащитник Виктор Коваленко располагался ближе к нападению, выполнял роль фальшивой девятки. Исходя из  кадровой ситуации с нападающими, можно ли ожидать подобных экспериментов?

- Если наши нападающие в турах, которые остались до сбора, не будут получать игровую практику, то все возможно.

- Эксперимент с новой позицией для Коваленко не удался?

- Я б так не сказал. Наша сила должна быть в быстром движении. Сейчас мы должны быть на порядок лучше физически готовы потому, что у нас чемпионат начался раньше чем у наших соперников. В первую очередь будем делать ставку на игроков готовых выполнять нужный объем работы. Есть вариант при котором мы доверимся тому, кто сейчас не играет в клубе. Но принимать решение мы будем только после того как увидим состояние футболиста в тренировочном процессе. Если на тренировке игрок будет хорошо двигаться, соответствовать уровню, то будем давать шанс.

- Вас часто критикуют потому, что вы делаете ставку на топ-клубы – Динамо и Шахтер. Если посмотреть на футболистов вызываемых в национальную сборную Италии, то Джампьеро Вентура постоянно вызывает игроков из скромных  Аталанты, Дженоа, Торино.  В украинской Премьер-лиге есть такой клуб как донецкий Олимпик. Единственный коллектив чемпионата не пропускающий голы в этом сезоне и к тому же занимающий третье место. Есть ли шанс у футболистов Олимпика получить вызов в сборную?

- Почему вы считаете, что я делаю ставку на топ-клубы? Большинство игроков сборной на самом деле из Шахтера и Динамо. Но я давал шанс и футболистам других клубов. Например защитнику львовских Карпат Николаю Матвиенко.

- Контракт Матвиенко в тот момент все равно принадлежал Шахтеру…

- Он играл в Карпатах. Я хочу чтоб все понимали, что Украина – это не Италия. У нас есть два ведущих клуба борющихся за каждого таланта. Они поглощают 80 процентов лучших игроков.  Потом они отдают их в аренду– Ворсклу, Зарю, Александрию и другие клубы. Я согласен, что сегодня в чемпионате можно выделить Олимпик. Мы наблюдаем за всеми клубами. Еще есть время до того момента как я приму решение по окончательному списку. Я еще хочу посмотреть на игроков в деле, потому как по определенным позициям мне еще нужно подумать. Мне бы очень хотелось чтобы у меня была возможность иметь побольше кандидатов соответствующих уровню сборной.

- Следующий соперник сборной Украины – Турция, которую возглавил хорошо известный украинцам Мирча Луческу. Вы рады такому оппоненту, или это наоборот минус, поскольку он хорошо знает возможности большинства украинских футболистов…

- Я отношусь к назначению Мирчи Луческу вполне спокойно. Наша задача обыграть сборную Турцию, а не именно противостояние с Луческу.  То что этот наставник хорошо знает украинский футбол —  это реалии. Я с большим уважением отношусь к нему и желаю ему удачи но не в матче против нас.

Мирча Луческу, getty images

- Это будет немного не та сборная Турции против которой мы играли на выезде. Недавно стало известно что в команду вернется игрок Барселоны Арда Туран…

- Кого Луческу вызовет – это уже его история. У них есть четкий рисунок игры. Мы знаем их сильные и слабые стороны и будем серьезно готовится к матчу.

- Возглавив сборную Украины, Вы сказали, что все сборные от U-16 и до национальной будут играть по одним принципам и структуре. На каком этапе находиться процесс реформы?

- На этапе сбора информации. Для того чтобы принимать кардинальные решение нужно собрать информацию. Это невозможно сделать в один момент. Должен пройти минимум год. У нас работает группа занимающаяся анализом полученной информации. Я постоянно нахожусь на связи с тренерами: с Александром Головко, Владимиром Езерским. Мы должны дать наставникам возможность поработать. Потом со временем будут изменены определенные принципы игры. Если мы примем решение, что так нужно будет сделать. Для того чтоб принять правильное решение, нужно собрать информацию, провести зимние сборы. После них мы начнем перемены: кадровые, организационные или  поменяем методологию подготовки.

- Тренеры работающие с молодежными командами готовы работать по единой модели?

- Езерский начал свою работу несколько месяцев назад. Головко пока не провел полного отборочного цикла. Каждый тренер должен получить возможность проявить свои идеи. Так же как и я. Зимой мы соберемся все вместе. Каждый из нас представит свой доклад о проделанной работе. Я делаю такой же доклад перед комитетом федерации. Есть ключевые вопросы, которые мы уже успели обговорить. Единственное — нам не удалось поехать на стажировку в Челси, потому, что многим тренерам не успели открыть английские визы. Будем надеется, что визы сделают и возможно поедем в Лондон в ноябре.

Андрей Шевченко и Антонио Конте, getty images

- Челси выиграл чемпионат Англии вместе с итальянским тренером Антонио Конте. Человеком против которого вы часто играли в Италии и которому противостояли  финале Лиги чемпионов. Сейчас общаетесь?

- У меня с ним хорошие отношения, мы общаемся, когда видимся. У него очень хорошая методология подготовки. Когда Антонио возглавил Челси, то многое поменял. Мне очень импонирует его работа. Это очень профессиональный тренер, который скрупулезно относится к каждой детали.  Я думаю, нашим тренерам было бы очень полезно побывать и увидеть структуру Челси.

- Какая в последнее время увиденная игра произвела на Вас самое большое впечатление?

- В первую очередь Барселона – ПСЖ. Я был на стадионе и чувствовал, что чудо может произойти в любой момент. Сама атмосфера Камп Ноу подталкивала к такому развитию событий. Болельщики и игроки создали ауру, при которой за шесть минут Барселоне удалось забить три гола. Но судя по тому как поддерживали команду, как игроки отдавались на поле, как они бежали вперед, я понимал, что все возможно и это произошло. Второй матч из разряда запоминающихся  - это финал Лиги чемпионов. Меня удивило, что во втором тайме было подавляющее преимущество Реала. Я думал, Ювентус выдержит ритм игры. Но сказалось качество игроков. Это сыграло основную роль.

- Вы сказали о разнице в качестве игроков. О масштабной трансферной кампании вашего родного Милана говорят целое лето. Чего Вы ожидаете от команды Винченцо Монтеллы в этом сезоне?

- Я не знаю чего ожидать. Есть разные способы достижения результата: планируемые и  спонтанные. Лично для меня, в Милане сейчас происходят сумбурные действия. Нет определенного плана. У Монтеллы было определенное виденье и план с этими наработками они должны были идти дальше. И тут столько новых игроков. Причем делают трансфер на определенную позицию и через месяц на эту же позицию берут другого футболиста. Это спонтанные решения! Во что это превратиться я не могу предугадать. Но я желаю этому клубу всего хорошего, ведь это мой родной клуб.

- У Милана давно не было больших побед. В последние годы вы понимали, что эра Сильвио Берлускони уже прошла?

- Она уже закончилась, но в тот момент,когда он продал клуб. Эра закончилась определенной историей и ее никто не сможет перечеркнуть. Сейчас начинается новая история клуба и посмотрим, что из этого выйдет.

- В Милане еще до вашего прихода играл этнический украинец Пьетро Верховод. Его отец с Украины и во время Второй мировой войны он  попал в плен и остался жить в Италии. Позже женился и его сын стал выдающимся футболистом. В Италии за его славянские корни Пьетро называли Царь, потом так стали именовать Вас. Вы знакомы с Верховодом?

- Я беру участие в команде легенд Милана. Последняя поездка была в Китай. И когда эта команда собирается мы постоянно общаемся с Верховодом. Он очень спокойный и скромный человек. Я разговаривал с ним об Украине. Пьетро интересовался как дела в Украине. Ему была интересна ситуация в нашей стране.

- Свой тренерский диплом Вы получали центре лицензирования ФФУ. Вы хорошо знаете итальянский. А почему вы не пошли учится в одну из лучших в мире тренерских школ Коверчано (Италия)? Ведь наверняка у Вас была возможность получить тренерский диплом именно там, в месте, где учились топ-тренеры от Сакки и до Конте.

- А как бы меня восприняли в Украине, если бы я пошел учиться в Коверчано? Это мой вопрос к Вам! Перед тем как пойти учиться на тренера я себе задал такой же вопрос. Я мог пойти учиться в любую школу мира, но я считаю у нас не хуже образование. Я хотел поддержать престиж нашей тренерской школы. Я закончил нашу школу и хочу с нашим багажом знаний достичь результатов.

- Главный тренер Шахтера Паулу Фонсека уже читал лекцию для наших тренеров в центре лицензирования ФФУ. Не думали ли о том, что и опытные люди из вашего штаба, такие как Мауро Тассоти и Рауль Рианчо, могли бы научить многому наших молодых тренеров?

- Я думаю это хорошая идея. Но я не спонтанный человек. Люблю планировать. Есть вещи, которые нужно подготовить для того чтоб все процессы были запущены правильно. Если мы остаемся работать дальше после окончания этого цикла, то будут запущены многие процессы. Мы можем адаптировать итальянскую и европейскую школу  нашим реалиям. Дать информацию нашим тренерам. Приглашать на лекции Тассоти, Рауля. Тот же Воронин мог бы провести лекцию как поставлен тренировочный процесс в Англии и Германии. Я заинтересован в том чтоб наш футбол развивался.

 

Желаете получать моментальные известия о подобных новостях сразу же на свой смартфон? Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Подробнее — на этой странице.