Football.ua рассказывает о главном тренере Атлетика из Бильбао.
«Что такое разум? Безумие всех. Что такое безумие? Разум одного»
Карл Людвиг Берне
На первый взгляд выбор Марсело Бьелсы казался если не безумным, то как минимум нелогичным.
В сборной Чили Бьелсе удалось реализовать внушительную часть своих смелых инновационных идей, за которые его можно окрестить да Винчи от футбола. Ла Роха под руководством фанатика, теоретика и практика атакующего футбола отличалась напористой, агрессивной игрой с максимально высоким прессингом, но в первую очередь завораживала изящными комбинациями и той легкостью, с которой маленькие, юркие чилийцы порхали по полю. Южноамериканская легкость обращения с мячом была надежным союзником аргентинского специалиста. Сборная Чили казалась прекрасным материалом для экспериментов Эль Локо, чилийские футболисты выглядели идеальными подопытными кроликами. Но Атлетик Бильбао… Мощные центрбеки и нападающие, фланговые атаки, подачи, верховая борьба, 4-4-2. Такой «британский» стиль игры культивировался в Бильбао долгие годы и стал одним из национальных баскских архетипов, дополнительным метафизическим пограничным столбом между Эускади и остальной Испанией.
Разве подойдет этот материал для аргентинского футбольного ваятеля? Ведь очевидно же, что кому-то нужно будет сломать себя, переступить через свое «я». Либо это будет фанатичный, своенравный и упрямый тренер, либо не менее фанатичный, своенравный и упрямый народ. Разве возможны в такой ситуации компромиссы? Тем более вот он, рай для футбольного художника, рукой подать: отвечай согласием на предложение Интера, разгоняй стариков, покупай половину сборной Чили, треть сборной Аргентины, строй свой футбольный храм из отборных материалов со знаком качества.
Впрочем, достаточно вспомнить всего несколько эпизодов из богатой биографии Марсело Бьелсы, чтобы понять: выбор в пользу Атлетика был самым логичным из всех логичных для этого сумасшедшего.
По Фрейду или по Багряному
«Ходи тільки по лінії найбільшого опору - і ти пізнаєш світ»
Иван Багряный
«Мой дед болел за этот клуб, мой отец болеет за этот клуб, мои соседи болеют за этот клуб, и я [бьет себя кулаком в грудь] буду до смерти болеть за этот клуб». Такова логика рядового обывателя. Естественно, она не является уникальным футбольным изобретением и активно применяется в любой сфере человеческой деятельности. Например, «мой дед бросал окурки мимо урны, мой отец, мои соседи бросают окурки мимо урны, чем я хуже?» Впрочем, в футболе такая наследственность абсолютно справедливо воспринимается как благо, ведь вреда она не наносит, зато умиляет сердце трогательной связью поколений. Общественная мораль одобряет. Но Марсело Бьелса еще в детстве отличался наплевательским отношением к принятым в культурном обществе нормам и желанием иметь свой собственный взгляд на мир и его составляющие. Его отец фанател от Росарио Сентраль, но сам Марсело в раннем возрасте сделал выбор в пользу злейшего врага Сентраля, другого росарийского клуба Ньюэллс Олд Бойз. В этом клубе он и начал свою непродолжительную карьеру футболиста, а позже и выдающуюся карьеру тренера, причем сделал это опять-таки вопреки воле отца и всей остальной родни. Дед Марсело был заслуженным правоведом, отец адвокатом, мать учительницей, брат и сестра оправдали надежды родителей, добившись успехов в политике, а этот сумасшедший решил, что лучше в потной футболке гонять по полю, лупить по мячу и получать по ногам.
«Достань гранату и будет праздник»
Марсело Бьелса при жизни стал фигурой легендарной. О нем рассказывают столько всего, что книга, состоящая из этих рассказов, могла бы соперничать по количеству страниц с «Войной и миром». Мистифицирует ситуацию скрытность Бьелсы, который готов по три-четыре часа говорить с журналистами на пресс-конференции о своей футбольной философии, но не согласится дать хотя бы парочку эксклюзивных комментариев о себе и своей биографии.
Согласно одной из полумистических историй, после крупного поражения Ньюэллс Олд Бойз в Копа Либертадорес фанаты команды направились к дому молодого тренера Марсело Бьелсы за объяснениями. Скорее всего, они ожидали, что тренер закроется на десять замков и подопрет дверь веником, забьется в угол и будет дрожать от страха, пока отважная толпа будет обзывать его трусом и прочими неприятными словами. Но, к их удивлению, Бьелса вышел к ним на разговор, причем не с пустыми руками. Он показал фанатам зажатую в руке боевую гранату, и те решили, что лучше возмущаться где-то в другом месте, нежели разлететься на куски вместе с этим сумасшедшим. Говорят, именно с тех пор Бьелсу начали уважительно называть «Эль Локо». Со временем уважение достигло такой степени, что в честь Марсело Бьелсы был назван домашний стадион Ньюэллс Олд Бойз. Естественно, такой чести тренер удостоился не только за выходку с гранатой. Бьелса приводил команду к победам в чемпионате и выводил в финал Кубка Либертадорес. Но разве за это при жизни тренера его именем называют стадионы? Нет, определенно здесь дело еще в чем-то другом. Модное словечко «харизма», которое лепят куда угодно, компенсируя убогость словарного запаса, в случае с Бьелсой обретает свой изначальный смысл.
«Don't cry for me Argentina»
«Когда я становился сильнее, это было связано с неудачами, когда я становился слабее, это было связано с успехом. Успех расслабляет, делает слабее, заставляет тебя любить себя. Неудача, наоборот, закаляет, делает сильнее, дарит настоящую веру, делает тебя последовательным»
Марсело Бьелса
После провала сборной Аргентины на чемпионате мира 2002 года главного тренера альбиселесте Марсело Бьелсу не отправили в отставку. Наверное, из-за поддержки игроков и памяти о блестящем выступлении команды в отборочном турнире, а может, ради садистского удовольствия регулярно напоминать тренеру о его провале, уже без стеснения критиковать его идеи и выбор состава, вешать на него всех собак после каждой неудачи. Бьелса продолжал работать, не обращая внимания на мощный поток критики. Он вывел Аргентину в финал Кубка Америки и выиграл олимпийское золото в Афинах и тем самым заставил критиков умолкнуть. Но как только их уста сомкнулись, а языки расслабились, Бьелса вышел на авансцену и сказал: «Я понял, как много энергии у меня отобрали задачи, которые стоят перед тренером сборной Аргентины. Я понял, что больше энергии у меня не осталось…»
Сколько усилий понадобилось Бьелсе, чтобы возобновить веру в сборную Аргентины после ЧМ-2002 и снова заставить восхищаться ее игрой. Когда ему это удалось, он ушел и взял паузу длиной в несколько лет. Но что с него, сумасшедшего, возьмешь.
Сборную Чили он покинул не менее неожиданно. После чемпионата мира в ЮАР, где чилийцы удивили всех, кто не видел их до мундиаля, своей впечатляющей игрой, Марсело Бьелса сначала подписал новый пятилетний контракт, а через пару месяцев ушел в отставку, не согласившись с результатами выборов президента чилийской футбольной федерации.
Покорение Европы
Сытая, самодовольная, надменная Европу веками совершенствовалась в умении свысока смотреть на все, что происходит за пределами Старого света. Естественно, для большинства европейцев вся философия, все инновационные идеи и методы Марсело Бьелсы были пустым звуком, пока Эль Локо не приехал в Европу и не нащелкал по носу одному из символов европейского футбольного величия. Сначала Манчестер Юнайтед познакомился с силой львиных клыков на Олд Траффорд, а затем был окончательно растерзан и съеден в Бильбао. Оказалось, что философия Бьелсы и традиции басков вполне могут сосуществовать. При этом даже не пришлось искать компромисс. Эль Локо пришел вовсе не для того, чтобы ломать то, что было создано до него. От Хоакина Капарроса ему досталась быстрая молодая команда, а Марсело после неизбежной задержки на старте сделал ее еще быстрее, в первую очередь, конечно же, в плане командного движения. Никуда не делась львиная мощь, наоборот, Атлетику пришлось стать еще более выносливым и трудолюбивым, ведь без этого командное движение по Бьелсе невозможно.
Эксперименты аргентинского тренера с позициями игроков и игровыми схемами не были
попыткой что-то ломать, это были поиски футбольного архитектора, который возводит на старом добротном фундаменте новое здание, которому требуется как готическая прочность и величественность, так и барокковая вычурность. Баскские футболисты и болельщики не стали противиться новым идеям зодчего, благодаря чему Атлетик в первый же сезон под руководством Бьелсы борется за два трофея.
Сумасшедшему аргентинцу осталось сделать пару шагов, чтобы окончательно застолбить за собой почетное место в истории баскского клуба. Первый из них может быть сделан сегодня в Бухаресте.
Станислав Салата, Football.ua