Великому английскому форварду Гарри Линекеру принадлежит фраза, ставшая впоследствии культовой: «Футбол – это когда 22 человека бегают за одним мячом, а в конце концов все равно побеждают немцы». Это чрезвычайно справедливое утверждение, с которым сложно не согласиться, ведь сборная Германии является самой успешной национальной командой в международных турнирах, и априори, фаворитом любого соревнования.
 
Однако, посмотрев на последние вливания в состав немецкого национала, приходишь к весьма странному выводу: практически половина футболистов сборной Германии не являются этническими немцами. Это разнообразная солянка из игроков самых разных национальностей. В чем же дело?
 
Германия – самая населенная страна Евросоюза, даже несмотря на то, что рождаемость населения еще с 1972 года (ФРГ) ниже уровня смертности.
 
К нынешнему времени Германия имеет одну из самых больших мусульманских диаспор в Европе; в стране проживает два миллиона турков, почти два миллиона русских, больше миллиона выходцев из республик бывшей Югославии, и полтора миллиона мигрантов из других европейских стран.
 
На сборную Германии по футболу ситуация с ростом не титульного населения в стране до определенного времени никак не влияла – она как была машиной, в которой собиралась гордость нации, этнические немцы, так ею и оставалась.
Но однажды все изменилось.
  
Футболисты, поменявшие гражданство. И это все о них:

·         В футболе есть множество игроков, которые по разным причинам (двойное гражданство, мать и отец имели разные национальности, родился в другой стране) могут выбирать, за какую сборную им выступать.
·         Ориундо (ориунди – мн.ч.) – так в Италии и Испании называют футболистов, которые родились в определенной стране, но имели предков-мигрантов. Например, Роберто Ди Маттео, Мауро Каморанези и Джузеппе Росси родились, соответственно, в Швейцарии, Аргентине и США, но в итальянских семьях. Все они – ориунди.    
·         Знаменитый Ладислао «Цыган» Кубала умудрился в свое время поиграть за целых три национальные сборные – Чехословакию, Венгрию и Испанию. Исключительный случай в истории мирового футбола! Он играл еще и за сборную Каталонии, но Каталония все-таки не отдельная страна, как бы она не хотела ею стать.
·         Если бы все футболисты играли за ту страну, чьи этнические корни имеют, то Златан Ибрагимович сейчас забивал в нападении сборной Боснии; Эдуардо ждал приглашения из бразильского национала, а не играл за хорватов; а команда Польши имела смертельный дуэт форвардов Клозе – Подольски, а не позорно завершала выступления на домашнем Евро.      
·         Возможно, сборная Суринама стала бы одной из самых интересных футбольных стран. Увы, Рууд Гуллит и Франк Райкаард, Кларенс Зеедорф и Эдгар Давидс предпочитали выступать за сборную Голландии.
·         Мир никогда бы не узнал о великом таланте нападающего Эйсебио, если бы он не принял португальское гражданство. Сын белого ангольца и мозамбикской негритянки, он должен был выступать за одну из африканских сборных.   
·         Сборная Франции – традиционно, одна из самых многонациональных сборных мира. На ЧЕ – 2004 из 11 основных игроков стартового состава 8 никоим образом не относились к французскому этносу, но имели французское гражданство: Тюрам и Галлас (представители Гваделупы), Лизаразю (баск), Макелеле (Заир), Виейра (сенегалец), Зидан (алжирский кабил), Трезеге (аргентинец), Анри (мартиникское происхождение).
·         Из 6 футболистов сборной Франции, которые провели за национал 100 и более матчей, лишь один этнический француз – Дидье Дешам. 
·         Игра в сборной Германии чернокожих футболистов вызывает крайне негативную реакцию немецких болельщиков.
  
К началу нулевых оказалось, что дети мигрантов весьма и весьма неплохо играют в футбол (в некоторых случаях даже лучше немцев), и при этом хоть и не имеют немецкого происхождения, зато имеют немецкое гражданство.
 
Первый скандал в связи с привлечением в сборную иностранца разгорелся весной 2001 года, когда на сбор национала был вызван правый полузащитник и нападающий Джеральд Асамоа, мало того, что иностранец из Ганы, так еще и негр. Самому игроку было в ту пору 22 года, а свою карьеру большого футболиста он начал именно в Германии, подписав первый контракт в 16 лет с Ганновером . 
 
Естественно, привлечение в святая святых чернокожего иностранца вызвало в стране, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Если по телевидению люди еще высказывались достаточно мягко, боясь обвинений в ксенофобии, то в интернете немцы себя уже не сдерживали. Согласно опросу Kicker79,2% болельщиков сборной Германии по футболу высказались против привлечения в Бундестим иностранцев вообще, и Асамоа в частности. Особенно немцам не нравилось то обстоятельство, что футболист является чернокожим.
Националистические организации тоже не дремали – игрока было решено встретить свистом и закидать бананами. Однако, этим нехитрым планам так и не суждено было осуществиться – немецкая полиция еще раз доказала статус одной из самых информированных в мире, и пресекла акцию на корню.
 
В 2006 году в Германии должен был состояться чемпионат мира по футболу. Кроме Джеральда Асамоа, к которому уже более-менее попривыкли, бундестренер Клинсманн решил привлечь под цвета национальной сборной Патрика Овомойелу, который, хоть и родился в Гамбурге, являлся сыном чернокожего нигерийца.
 
Реакция общественности была предсказуемой: «Опять негр!» - грустно матерились саппортеры. Но в этот раз дело не ограничилось только недовольством болельщиков, в разборки вступила и более известная фигура – Удо Фойгт, скандальный лидер Национал-демократической партии Германии. Эту партию Ведомство по охране конституции (есть такое в Германии) определяет как правоэкстремистскую. Фойгт начал распространять листовки с рисунками, на которых была изображена белоснежная майка немецкой сборной с двадцать пятым номером, которую носил Овомойела, и надписью – «Белый. Не  просто цвет футболки. За действительно национальную сборную!»
 
Скандал вышел грандиозным. Овомойела думал очень долго (если быть совершенно точным – около двух лет), прежде чем прокомментировал действия Фогта. «Я шокирован тем, как использовалось мое имя, - сказал футболист. – На меня еще не разу не нападали настолько прямолинейно. Это против моих убеждений, и я подаю в суд». Весной 2008 года немецкая прокуратура возбудила дело против Фойгта с очень серьезной формулировкой: разжигание межнациональной розни.
 
Но к этому времени состав германской сборной по футболу окончательно принял разноэтнический характер. В атаке куражились поляки Мирослав Клозе и Лукас Подольски.
 
Время от времени им помогал Кевин Кураньи, отец которого венгр, мать родом из Панамы, а сам футболист родился в Рио-де-Жанейро. Ну, и кто он, спрашивается, после этого? Конечно же, немец.     
 
Поставьте расиста на место. Социальная реклама в действии

 
Ганец Жером Боатенг укрепляет защитную линию национала (при этом, он не поддерживает отношения с единокровным братом Кевином-Принсом Боатенгом, выступающим за африканскую сборную – из-за того, что полузащитник Милана в свое время травмировал Михаэля Баллака); а Марио Гомес, который наполовину испанец, забивает голы. Талантливый серб, родившийся в Боснии Марко Марин и бразильский чернокожий нападающий Какау тоже заиграны за сборную Германии. В средней линии действуют Месут Озил и Илкай Гюндоган – турки, родившиеся в Германии. 
 
Больше всего ситуацией обеспокоены в Польше. Кроме упоминавшихся выше Клозе и Подольски, за сборную Германии уже успели сыграть польский защитник Лукаш Синкевич и польский полузащитник Петр Троховски. Если учесть, что за немецкую молодежную сборную заиграны еще несколько поляков, то получим весьма и весьма печальную картину для польских саппортеров. Последние тоже, между прочим, без дела не сидят: Клозе и Подольски постоянно третируются, а в письмах им очень не советуют ездить в Польшу (у Клозе родственники живут в Ополе, а у Подольски – в Гливице), грозя за сей проступок всевозможными карами.
 
Двое парней из хардкора Леха из Познани – фирмы, считающейся сильнейшей в стране, перед Евро–2012 заявили, что такие, как Клозе и Подольски – «это мусор, который следует выкинуть».
 
Летом 2009 года Петр Троховски поехал в родной Тчев на отдых с двумя телохранителями – футболиста угрожали убить за выступления под немецким стягом.
 
Таким образом, смотрят сейчас болельщики на сборную Германии, и не понимают – собственно, что это за команда играет? Бразильцы, поляки, сербы, чернокожие… Немецкие саппортеры хмуро плюются в сторону. Им неловко. Команда, всегда бывшая их личной, немецкой гордостью теперь превратилась в полиэтнический национал.
 
Ассимиляции, второе гражданство – все это превращается в проблему мирового футбола: болельщики, в большинстве случаев, не желают видеть в национальной сборной людей с непривычным им цветом кожи или нехарактерными для страны физиономическими признаками. Бразилец Веллитон может сколько угодно блестяще играть за московский Спартак, но правые трибуны всегда будут освистывать его в стране; он может до скончания века говорить о том, что хочет играть в сборной России, но данное заявление лишь заявлением и останется.
 
Другой цвет кожи это словно ярлык, который невозможно стереть, изгладить, выкинуть вон – ярлык, который всегда будет напоминать тебе о том, что ты чужой.     
 
Алекс Маннанов, специально для Football.ua