Вторую неделю подряд итоговая передача телеканалов Футбол "Великий футбол" рассказывает своим телезрителям о том, что чемпионат Украины по футболу под названием Премьер-лига Украины никому не нужна. Болельщик на стадион не ходит, да и по телевизору, наверное, не смотрит.

Примечательно, что критика УПЛ началась перед стартом тендера на покупку медиаправ турнира. Первый тезис прозвучал в сюжете о матче Олимпик — Арсенал-Киев:

Потом уже сам глава каналов Футбол1/Футбол2 Александр Денисов на своей странице в Facebook рассказал о вкладе Ла Лиги в ВВП Испании, намекнув в конце поста о том, что надо что-то делать и с УПЛ.

И вот в это воскресенье ведущие "Великого футбола", а именно Виктор Вацко, как бы невзначай: "За что платить?". До этого нам долго рассказывали, что болельщик не ходит на матчи, стадионы пустые, а футболисты играют чуть ли ни в депрессии. Конечно, сегодня мы не можем гордиться удобными стадионами в чемпионате или приемлемым временем игры на выходных. Но не так все плохо, как нам рисуют.

Средняя посещаемость матчей УПЛ после 21-го тура выросла на 6,3% по сравнению с прошлым сезоном (3827 в сезоне-2017/18 против 4070 — в текущем сезоне). Да, это не забитые стадионы, и тут надо не просто работать, а пахать. И тут задача всем: лиге, клубам, каналам и прессе.

Конечно, мы сейчас находимся в кризисе. Из нашего футбола ушли Коломойский, Ярославский, Тарута. А выживать или зарабатывать научились не все. Куда там до работы с болельщиками? О том, что мы находимся в кризисе говорит и тот факт, что впервые за несколько лет у нас самый низкий процент легионеров в чемпионате — 25%. Это при том, что Шахтер и ФК Львов могут легко в своих стартовых составах обойтись без украинских футболистов.

Но где клубам взять деньги, чтобы покупать хороших футболистов, платить зарплату, заниматься болельщиками? Конечно, им самим надо научиться зарабатывать, в том числе и на ТВ-правах. Именно так говорит президент УПЛ Томас Гримм.

По его словам, в первый сезон он изучает Лигу, разрабатывает концепцию. Первым шагом будет — тендер на продажу тв-прав УПЛ, а потом уже помощь клубам по работе с болельщиками. Никто не мешает телевизионщикам выставить свои условия. Например, чтобы в картинке было большей людей на трибуне, которая попадает в кадр, заставив тем самым клуб работать в этом направлении. Не согласны — штраф, меньше премиальная выплата...

Но нет, Александр Денисов начал откровенно критиковать УПЛ. Почему сейчас? Ответ на поверхности — открыт тендер на покупку тв-прав чемпионата. Складывается впечатление, что таким образом "футболы" хотят сбить цену на трансляции. Очевидно, что некогда мощная структура, финансируемая Ринатом Ахметовым, владела всем и вся, сейчас теряет свои позиции.

Всего несколько лет назад в руках двух телеканалов были собраны почти все эксклюзивные права на топ-турниры: АПЛ, Ла Лига, УПЛ (права на 7 клубов), Лига чемпионов, Лига Европы, европейская квалификация на Евро и ЧМ, также их финальные стадии. В конце сезона останется лишь половина всего перечисленного. На рынок вышли новые игроки. Megogo всего за несколько лет заполучил чемпионаты Германии, Франции и Испании. Setanta выиграла тендер на показ чемпионата Англии и борется с "Футболами" за УПЛ, еще даже не получив эфирный канал.

Александр говорит, что его не устраивает низкая посещаемость УПЛ. Тогда почему были потеряны топ-чемпионаты, где с посещаемостью все более чем в порядке? А что если с таким "эффективным" подходом и борьбой за зрителя по окончании трехлетнего цикла работы с УЕФА (в 2021 году — прим.) каналы потеряют и Лигу чемпионов, Лигу Европы и европейскую квалификацию на чемпионаты Европы и мира?

Уже сейчас ходят слухи, что Футбол 2, дабы сократить расходы, скоро прекратит свое существование. Есть информация, что процесс необратим — решение о нецелесообразности его существования уже утверждено сверху. По нашей информации, каналы, как того ждал инвестор, так и не стали прибыльными. Именно по этой причине, а не по политическим мотивам, не было выделено финансирование на ЧМ-2018.

Одним словом, ситуация выглядит не очень хорошо. На мой взгляд, канал пытается обесценить пакет тв-прав УПЛ, показав коммерческую непривлекательность. Конечно, можно хвастаться достижениями сайта или введением офсайдной линии, футбольной графикой из 90-х. Вот только похвастаться рейтингом канала будет сложно. Ведь показать то, что не мониторится, нельзя. Ведь все коммерчески привлекательные каналы обязательно включены в мониторинг тв-панели AC Nielsen.

"Ломать — не строить!". Это должны понимать все: клубы, каналы, СМИ, футболисты... Легко критиковать, сложнее сделать. А говорить: "Волки, волки...". Мы помним это историю.

P.S. Ранее наша редакция пыталась взять комментарий у Александра, но он проигнорировал запрос. Если у него все же появится желание, наше обращение остается в силе.