Для начала – немного исторических данных. Первый чемпионат Украины был проведен в 1992-м, чемпион определился в финальном матче между победителями двух групп по 10 команд. Чемпионом, благодаря единственном голу Сергея Шевченко, стала симферопольская Таврия.

Так было, так записано в анналы. Но могло случиться и по-другому. Стоит начать исторические изыскания с того простого факта, что во второй половине 1991-го было предложено около пятидесяти различных вариантов структурирования клубного украинского футбола. Большинство из них сгинули в безвестности, но некоторые сохранила на своих страницах тогдашняя пресса.

Например, был такой интересный вариант, предложенный тогдашним президентом тогдашнего ФК Прикарпатье из Ивано-Франковска Анатолием Ревуцким (он и сейчас возглавляет футбольную организацию с таким названием, но это уже совсем другой клуб). Суть его заключалась вот в чем. Все украинские клубы, которые участвовали в «соревнованиях мастеров» (так в советские времена стыдливо называли профессионалов), получали рейтинговый номер от 1 до 45. Номер присваивался по результатам последнего чемпионата Союза – то есть №1 был у одесского Черноморца, а №45 – у харьковского Маяка.

Из этих 45-ти три последних (керченский Океан, кировоградская Звезда и вышеупомянутый Маяк) отправлялись в любительские соревнования – во времена СССР их называли «чемпионат коллективов физкультуры», а на их место поднимали шесть победителей шести зон КФК. В итоге получалось 48 команд, которые разбивали на 4 группы по 12 команд. Первую корзину при жеребьевке составляли бы Черноморец, Динамо, Днепр и Шахтер; вторую – Металлург З, Металлист, Буковина, Таврия; и так далее вплоть до команд из КФК.

Этот единый для всех команд чемпионат предполагалось играть в два круга, то есть каждая команда провела бы 22 игры. Дальше победители групп встречались бы в полуфиналах, а победители оных на Республиканском стадионе Киева определили бы чемпиона Украины. Которому, по плану Ревуцкого, надо было бы стартовать в Кубке кубков 1992/93.

Далее вся эта 48 командная тусовка разбивалась бы на лиги. По первые 4 команд каждой группы – вышка, точнее, «первая лига». 5-8 места – вторая. Оставшиеся 16 команд плюс шесть победителей турнира КФК образовывали бы третью лигу.

В общем-то, за исключением Таврии, первая четверка реального первого чемпионата Украины повторила бы список "маток" каждой из групп этого альтернативного варианта. Конечно, одной из главных задач такого пробного чемпионата было бы более-менее объективное разделение команд на лиги.

В итоге же, как и следовало ожидать, приняли вариант, предложенный ФФУ. Правда, несколько видоизмененный. 10 сентября 1991-го на заседании Исполкома еще подчиняющейся Колоскову и Москве республиканской федерации был рассмотрен такой порядок формирования высшей лиги:

- 19-20 команд, которые включают в себя все 6 коллективов вышки СССР-91, обе перволиговые команды, 9-10 команд из западной зоны второй лиги и 2 из первой, украинской зоны второй низшей лиги.

В первую и вторую, позже переименованную в переходную, лиги были включены все остальные команды из второй и второй низшей лиг, а также из чемпионата КФК (три последние команды украинской зоны попали не в первую, а во вторую лигу). Также позднее туда были включены вторые команды некоторых клубов – представлявшие собой по сути вчерашние дубли высшелиговых команд.

И вот здесь интересно. Ведь по большому счету, принцип получился не совсем спортивным – ибо команды из второй лиги априори были выше по статусу, чем коллективы второй низшей лиги. Но в Федерации решили иначе. Поэтому вместо дрогобычской Галичины и полтавской Ворсклы в высшую лигу были включены ахтырский Нефтяник и ивано-франковское Прикарпатье. И если полтавчане таки попали в высшую лигу, пусть и четыре года спустя, то галичане из бывшей столицы бывшей области так никогда и не узнали вкуса элитного дивизиона. А ведь между Галичиной и девятой украинской командой западной зоны, николаевским Судостроителем, в итоговой таблице оказалось всего три очка, полторы победы. Как знать, если бы изначально было прописано точное количество команд (а не это «9-10»), может, Галичина и поборолась с южанами за место в будущей вышке…

В итоге первая в истории высшая украинская лига так и сложилась:

- Черноморец, Динамо, Днепр, Шахтер, Металлург, Металлист от высшей лиги СССР;

- Буковина, Таврия от первой лиги;

- Карпаты, Заря, тернопольская и винницкая Нивы, запорожское Торпедо, Волынь, одесский СКА, Кремень, Судостроитель от западной зоны второй лиги;

- Нефтяник, Прикарпатье от первой зоны второй низшей лиги.

Да, но это 19 команд – скажете вы. Совершенно верно. Была и 20-я команда, это шепетовский Темп, который свой последний сезон в чемпионате СССР закончил аж на 9-м месте украинской зоны второй лиги, набрав на 18 очков меньше Прикарпатья.

Как же команда из райцентра Хмельницкой области попала в высшую лигу? И почему она, а не, скажем, та же Галичина или никопольский Колос, занявший третье, вслед за Прикарпатьем, место в украинской зоны второй лиги чемпионата СССР?

Дело в том, что 28 ноября 1991-го шепетовский Темп выиграл самый первый профессиональный футбольный турнир в истории независимой Украины. Это был второй финальный матч Кубка Украинской ССР, который после 24 августа переименовали в Кубок Украины. 24 ноября в Ровно на стадионе Авангард местный Верес проиграл с «волевым» счетом 1:2.

Верес – Темп 1:2. 4277 зрителей
1:0 – Сарнавский, 22 (прямым ударом со штрафного)
1:1 – Довгалец, 31 (поймал вратаря Вереса на выходе из ворот; кстати, это тот самый Александр Довгалец, которого планировали вызвать в сборную Украины на первый матч в истории)
1:2 – Бондаренко, 81

Ответный, решающий матч состоялся не в Шепетовке, где стадион как раз ремонтировался, в областном центре, Хмельницком, на стадионе Подолье.

Темп – Верес 1:1 . 4500 зрителей
0:1 – Малькута, 29
1:1 – Бондаренко, 57

Вот так Темп не только выиграл Кубок Украины, но и обеспечил себе место в историческом сезоне высшей лиги независимой Украины. А главным героем шепетовского триумфа стал Александр Бондаренко, который всего на полсезона приехал из Запорожья в расположение Темпа – сменив высшелиговый Металлург на вторую лигу. А уже в статусе игрока запорожского Торпедо Александр сыграл два матча за национальную сборную Украины.

Любопытно, что вариант вышки «плюс Кубок» предлагал в сентябре 1991-го главный тренер Темпа Иштван Секеч – высшелиговые и перволиговые команды, четыре (вплоть до Нив) из западной зоны, две из украинской зоны плюс обладатель Кубка Украины. То ли знал чего, то ли просто верил в силы собственного коллектива.

А вот глава республиканской федерации, будущий президент независимой ФФУ Виктор Банников не собирался включать обладателя Кубка в высшую лигу, ограничившись 14-ю командами. Причем турнир этот должен был быть однокруговым, в результате этого турнира никто бы не вылетал, зато к 14-ке прибавилось бы еще по 2 первых места каждой из двух перволиговых групп.

Вот такие варианты для премьерного чемпионата Украины гуляли тогда в головах украинских футбольных чиновников и просто любителей футбола. Но некоторым было даже не до обсуждения таких деталей - дискутировали о самой возможности независимого турнира. Например, в сентябре 1991-го по результатам опроса среди украинских команд советской вышки однозначно за независимый турнир было Динамо, однозначно против – Металлург, а вот Металлист занял хитрую позицию. Звучала она так – если мы по итогам чемпионата-91 вылетим из союзной вышки, то, конечно, за, а вот если не останемся – тогда извините, против. В итоге Днепр, проиграв на своем поле Пахтакору, сделал из харьковчане патриотов поневоле.

Также против чемпионата Украины высказывался такой авторитетный специалист, как главный тренер Днепра Евгений Кучеревский. Возможно, именно это и припомнили ему пару лет спустя, когда он вернулся из России на родину вроде бы как возглавить сборную и Динамо, но в итоге оказался у руля скромного СК Николаев…

Ну, и самое, наверное, главное изменение, следы которого мне удалось разыскать в спортивной и околоспортивной прессе. Дело в том, что финал чемпионата Украины изначально планировался из двух матчей! Более детальной информации найти не удалось, но очевидно, что в таком случае Динамо и Таврия играли бы не на нейтральном поле, а на своих домашних стадионах. И наверняка в этом случае шансов на успех у команды Анатолия Заяева было бы куда меньше – как обычно бывает в двухматчевых дуэлях, где сенсаций в разы меньше, чем в обычной олимпийской системе.

Но не ищите здесь происков новоиспеченного тренера Таврии (до 1991-го Анатолий Николаевич все больше административные должности занимал, иногда возглавляя команду в качестве и.о.; раннего Сабо напоминает – а ведь и риторика у них, в общем-то, схожая, «начальнико-командная», что ли). Все гораздо проще и невероятнее. Дело в том, что сборная Украины собиралась в конце июня на товарищеский матч в США. Вот чтобы нормально подготовиться, решили сократить финал чемпионата до одного матча. Ох, как наверняка в ФФУ пожалели об этом – после того, как Динамо проиграло выскочке из первой лиги.

Дикая история, подумаем мы с высоты 2010-го, изменять формулу финала чемпионата ради товарищеского матча. А тогда это было в порядке вещей. Да что там говорить, если даже самый первый официальный профессиональный матч на территории Украины состоялся по тому же самому принципу!

Изначально планировалось, что все матчи 1/32-й финала Кубка Украины – 1992 (а это и были бы те самые первые поединки) будут сыграны в один день, 16 февраля. (Этому еще посвящалось название моей первой конференции на нашем сайте, если кто помнит.) Но случилось так, что один матч, Подолье – Буковина, провели раньше, 10-го. Причина – команда из Черновцов отправлялась в заграничное турне, которое по срокам никак не укладывалось в Кубок 16-го, вот и перенесли.

Причем по какой-то неведомой причине матч этот был сыгран не в Хмельницком, как вы могли бы подумать – а в небольшом селе Ильница, что в Иршавском районе Закарпатья. Вот какая у нас Серебряная  Земля историческая в плане футбола: и первый матч сборной на ужгородском Авангарде, и первый матч вообще на ильницком Металлисте. Да и самый первый гол сборной забил ни кто иной, как Иван Гецко, который хоть и родился в Днепропетровске, но в раннем детстве переехал с родителями на историческую родину. В тот самый закарпатский городок Иршава, рядом с которым и началась когда-то история независимого украинского клубного футбола.

Владимир Мыленко, специально для Своей Рубашки