"Он является самым качественным футболистом из тех, кого мне удалось подписать за время моей работы", — спортивный директор Севильи Рамон Мончи восторженно представлял прессе новичка. Но если бы на презентации игрока не было, то болельщики Нервиона об Эвере Банеге подумали, наверное, в последнюю очередь.

Дело тут, разумеется, не в классе самого исполнителя – просто сильно большой отпечаток наложил его испанский период карьеры. Тогда, семь лет назад, когда был оформлен переход подающего надежды полузащитника из Бока Жуниорс в Валенсию, рады остались все стороны. Аргентинцы получили чек почти на 20 миллионов евро, испанцы ухватили себе одного из главных талантов Южной Америки, а у игрока появилась возможность в раннем возрасте громко заявить о себе в Европе.

У Банеги для прогресса, казалось, было все. Даже пример в лице последовавшего в том же направлении (Аргентина – Испания) Фернандо Гаго, в итоге провалившегося в Мадриде. Только последний, к слову, был намного дисциплинированнее, и в этом виделась главная проблема Эвера. Понятно, что молодость берет свое, и молодой игрок, покинувший свои скромные пенаты, получает доступ ко всему соблазнительному, забывая о всех своих детских амбициях.

Случай Эль Эверито был, впрочем, необычным, в чем-то даже уникальным. Прибывший зимой игрок доиграл сезон в Валенсии, а уж летом оформил арендное соглашение с мадридским Атлетико. Время, проведенное в столице, по словам футболиста, стало определяющим в его карьере – он научился усердно работать, через конкуренцию и тренировки доказывая свою состоятельность. После возвращения он стал основным исполнителем в средней линии Лос Чес, когда Унаи Эмери, тогдашний главный тренер, позволил аргентинцу вести игру. Баскского "мистера" привлекала манера Банеги работы с мячом, когда он мог самостоятельно выделить себе свободное пространство для того, чтобы наградить изумительной передачей своих партнеров.

Получалось задуманное через раз, хотя несколько отличных поединков могли действительно вынудить закрыть глаза болельщиков на прошлые ошибки. Впрочем, невозможно было долго отмахиваться от реальности и нелогичных поступков игрока. Уже через два месяца после переезда в Испанию Банега был задержан местной полицией за езду в нетрезвом виде. Клуб поведение своего футболиста комментировать отказывался, но если и были какие-то разбирательства по этому поводу, то желаемого эффекта они, видимо, не давали. При Эрнесто Вальверде ситуация кардинальным образом не изменилась, и Банега явился на вечернюю тренировку с опозданием и в состоянии алкогольного опьянения. Сам наставник не стал выносить мусор из избы, только отметив: "Да, Эвер опоздал на тренировку, но на этом все. За опоздание он получит штраф". Санкции последовали в виде пропуска нескольких встреч.

С Унаи Эмери у парня сложились очень теплые отношения. При нем Банега показывал, наверное, свой самый стабильный футбол и рад был работать так, как того требует тренер. Правда, именно период работы с баском запомнился историей, в которую в очередной раз влип игрок. Как-то вечером он на своем роскошном авто подъехал к заправочной станции, вышел из машины, оплатил счет и ждал пока бак заполнится. Все бы ничего, но аргентинец забыл поставить автомобиль на ручной тормоз, в результате чего тот проехал ему по ноге. Диагноз: перелом малоберцовой и большеберцовой кости. Сроки: шесть месяцев без футбола.

Говорят, рейтинг нелепых травм возглавляет Сандро Неста, получивший разрыв сухожилия на запястье во время игры на PlayStation. Те, кто его составлял, наверняка не слышали историю Банеги.

К тому времени полузащитник доигрывал последние сезоны на Месталье, где от него уже ничего не ждали. Проблески прекрасной игры временами все же случались, но о какой-нибудь стабильности говорить не приходилось. Несмотря на общее и не слишком радужное впечатление в Валенсии, нельзя ведь сказать, что тот период был провальным и ничему Эвера не научил. За те шесть проведенных лет больше было падений, чем взлетов, но представить полную картину все равно сложно. Быть может, всему виной сам уровень игры Банеги, где он, невзирая на все технические данные, так и не смог стать настоящим дирижером атак команды.

Кто-то мог бы подумать, что краткосрочная аренда в родную Аргентину (Ньюэллс Олд Бойз) могла поставить крест на дальнейших попытках сделать себе имя в Европе. Кто-то, только не Банега, наверняка имевший собственный взгляд на ситуацию. Далее был уже упомянутый приезд в Севилью, когда приход игрока инициировал сам Унаи Эмери.

В прошлое лето, как мы помним, Нервионцы испытывали огромные трудности в центре поля. Иван Ракитич принял предложение всей жизни, у Стефана Мбиа заканчивалось арендное соглашение, а чуть раньше зарабатывать уехал молодой Жоффрей Кондогбия. Линию полузащиты укрепили однолетним договором с Мбиа, прогрессом Висенте Иборры и покупками Крыховяка и Банеги. Валенсия согласна была отпустить последнего даже за несколько миллионов евро.

Поначалу тренер, находившийся в поисках необходимого баланса, на позиции "десятки" наигрывал одаренного Дениса Суареса. Схема 4-2-3-1 с двумя волнорезами и так называемым "вольным художником" свои плоды в атаке приносила, но во время массированной защиты держать игрока, непривязанного к какому-либо амплуа, было невероятной роскошью. Тогда Эмери пытался совместить на поле Суареса и Банегу вместе, где аргентинец был опорником. Не дождавшись положительного эффекта, наставник выпускника Ла Масии на скамейку усадил, а выход в старте доверил опальному Эверу. Он более универсален и может сыграть на любой позиции в центре поля – думается, именно эти качества Банеги ценятся тренерским штабом севильцев.

Заиграв в Севилье и отдавшись полностью игре, аргентинец стал более спокойным и менее конфликтным человеком. Сейчас пресса, еще недавно цеплявшаяся за малейшие проявления негативного поведения, на стороне Банеги. Diario de Sevilla, к примеру, больше не выходит в свет с дискредитирующими материалами – теперь она гораздо больше занята анализом игры футболиста, в переходе которого намедни сомневалась.

Банега в профессиональном плане серьезно прибавил. Ему всего 26 лет, и игровой пик карьеры еще впереди. Не покидает ощущение, что ему еще есть куда расти. По сравнению с периодом в Валенсии, прогресс у Эвера все же наблюдается. Он стал больше времени проводить на тренировках, а не в местах собраний папарацци. Отсюда и успех в Севилье – команде, где у него получается многое. А главное – бороться за титулы. Он хоть и не является частью коллектива, год назад побеждавшего в Турине, но возможность выиграть что-то поважнее, чем Кубок Испании, прельщает.

Банега, кстати, еще зимой признался, что, выиграв Лигу Европу, пострижется налысо.

Сергей Куванжи, Football.ua