Четвертый раз в сезоне в превью к поединку между сегодняшними соперниками журналистам различных ресурсов приходится писать что-то вроде "не сыграют по условиям арендных соглашений", после чего – перечень фамилий. В этом полугодии список выглядит так: "Безбородько, Соболь, Гречишкин, Петряк, Кулач". Как минимум, трое наверняка приняли бы участие в матче с первых секунд… Но – нельзя. Приказ Паулу Фонсеки. Надоело ли подобное? Безусловно. И есть надежда, что сегодняшний поединок между будущим чемпионом и Зарей станет последним искусственно лишенным максимальной конкурентоспособности одного из соперников.

Нет, позиция Шахтера в вопросе запрета играть против себя же отданным в аренду футболистам аргументирована и доступна для понимания (а с юридической стороны Горняки и вовсе как бы ничего никому не запрещают, просто, если ты хочешь задействовать в очном матче футболистов, взятых в аренду у Шахтера – плати круглую и, на самом деле, неподъемную и нерентабельную сумму). Кто-то может считать иначе и кричать на каждом углу, что никто никому запрещать играть не может. Паулу Фонсека же уверен, что таким образом его клуб защищает футболистов, которые в случае каких-либо серьезных и результативных ошибок в матче против Шахтера подверглись бы подозрениям и серьезному давлению. В общем – извечный спор, в котором все можно было бы решить на уровне ФФУ, УПЛ и договоренностей между клубами уже давно. Но – не в нашем случае. Факт же остается фактом: любая позиция в данном вопросе имеет право на жизнь, противоречивые аргументы "за" и "против" в нем будут всегда. Но, помимо прочего, корень проблемы всегда будет оставаться еще и в том, что находится тот, кто сам, понимая все минусы и риски, арендует массово и достаточно безрассудно. Трудности и дискуссии на тему арендованных возникают только в таких вот случаях.

В контексте Зари это явление имеет все шансы быть искорененным уже летом. К этому располагает множество причин, лежащих на поверхности и понятных каждому. Если же ничего не изменится и нынешним летом, в следствии чего перед каждым из четырех матчей луганчан с Шахтером следующего сезона мы продолжим говорить о том, что целая группа лидеров Зари…, это будет свидетельствовать о неготовности клуба из Луганска сделать напрашивающийся и важный шаг в своем развитии. Пока же, на фоне подталкивающего к определенным выводам еще незабытого конфликта между Вернидубом и Фонсекой, поговорим более детально о предпосылках и конкретных причинах, почему Заря должна измениться летом.

Клуб стабилизировал финансовое положение и является третьей силой лиги

У Зари остались только давние долги перед старожилами команды, тянущиеся из самого сложного периода в финансовом плане – начале войны на Донбассе, когда владелец клуба практически потерял источник финансирования. Сейчас Заря готова платить футболистам и вовремя, и солидно по нынешним меркам. Поэтому, как для молодых украинских талантов, так и для опытных и достаточно мастеровитых украинских исполнителей Заря – отличный вариант во всех смыслах. Клуб впервые оказался в условиях, когда на украинском рынке, как минимум, свободных агентов он может выбирать и диктовать условия. Конечно, составить конкуренцию за самых достойных Шахтеру и Динамо не получится. Но исполнители второй волны, способные делать результат в УПЛ, всегда будут рады возможности продолжить карьеру в Заре. К тому же, клуб может заверить приглашаемых талантов в своей финансовой стабильности на долгую перспективу – практически гарантированное третье место еще до старта сезона, а, значит, участие в групповом раунде ЛЕ и выплаты от УЕФА, позволяют это сделать. Да, несмотря на третье место, Заря все еще не в той ситуации, чтобы воспитывать футболистов и отдавать их в аренду, подобно тому же Шахтеру. Но зато отпала необходимость в приглашении исполнителей, судьбой которых ты не можешь распоряжаться даже в таких простых ситуациях, как вот решение о том, будут они играть или нет в каком-то конкретном матче. Заре нужно будет усиление в том числе летом, но за последние полтора года изменилось многое – просить поделиться талантливыми исполнителями у Шахтера уже не надо. Клуб в состоянии быть самостоятельным игроком на рынке, потому что ему есть что предложить потенциальным новичкам и помимо игровой практики.

Юрий Вернидуб умеет работать на трансферном рынке, а война перестала пугать легионеров

Да, у тренера случалось и немало промахов. К тому же вряд ли и сам наставник, и клуб в целом довольны своими кампаниями во время двух последних трансферных окон. Но Вернидуб начал доказывать свой класс в вопросах скаутинга уже давно, начиная с приглашений Боли, Данило, Шунича. Дальше, и по сей день, самыми полезными для клуба в финансовом плане были именно контракты с легионерами, которых Заря перепродавала, или же такие исполнители (как вот Бонавентуре и Форстер сейчас) становились главными звездами команды и заинтересовывали более сильные клубы (тот же Шахтер). Подобным умением находить неизвестно где и за копейки действительно качественных игроков обладают далеко не все специалисты, а потому пользоваться чутьем Вернидуба Заре просто необходимо. Если бы луганский клуб завтра объявил, что летом откажется от всех арендованных футболистов, неужели кто-то сомневается в том, что Заря все равно укомплектовалась бы таким образом, что продолжила бы являться фаворитом в борьбе за бронзу и в следующем сезоне?

Еще один важный момент в контексте легионеров – Заря может приглашать их, гарантировав место в групповом раунде Лиги Европы. Безусловно, участие Зари в еврокубках – важнейший элемент функционирования клуба на данном этапе в целом, который может, в частности, способствовать качественному усилению команды именно во время межсезонья. К тому же, клуб осел в Запорожье достаточно плотно и всерьез, а война вряд ли может испугать кого-то из легионеров так, как это было еще год или два назад. Теперь в нашей стране разблокированы для большого футбола почти все большие города и стадионы. А раз полученные гарантии удовлетворяют УЕФА, то и легионерам не сложно объяснить, что им здесь ничего не угрожает.

В команде уже минимизировалась зависимость от арендованных игроков

Да, уход сначала Малиновского, затем Будковского, а прошлой зимой Караваева серьезно сказывались на качестве игры команды и результатах. Однако всегда находился кто-то другой из арендованных, о ком можно было бы сказать: "да, этот парень реально тащит". Но кто тащит из арендованных сейчас? Можно ли говорить о невозможности найти им адекватную замену на рынке свободных агентов? Петряк во второй части сезона провел всего 7 матчей, не забив ни разу и отдав всего одну результативную передачу. Соболь сыграл 5 полных матчей и 15 минут в поединке с Олимпиком. Да и в защитную линию исполнителя найти проще, чем в атаку. Гречишкин сыграл в шести матчах, а роль Кулача никогда не была столь серьезной, не говоря уже о Безбородько. Да, в первой части чемпионата реальную разницу создавали Петряк и Караваев. Но сейчас таких исполнителей из числа арендованных нет.

Хоть и все эти исполнители – действительно хорошего уровня. И, кстати, возможно, такой проблемы с формой этих футболистов и не было, если бы они могли играть сразу в трех весенних матчах против самого сильного клуба страны, благодаря чему находились бы в тонусе, развивались бы и учились. Но они за матчами с Шахтером наблюдали с трибун. В то же время, даже количественно невозможность задействовать всех этих игроков создает огромные проблемы Зари. Команда – это живой организм, в котором почти всегда есть травмированные, дисквалифицированные и так далее. Поэтому терять перед каждым матчем с Шахтером по 7-10 футболистов (с учетом арендованных у Горняков) означает не только потерю возможности сыграть основным составом, а и шансов доказать, что выбранный клубом путь в вопросе комплектации состава – верен. Заря страдает не из-за запрета Шахтера. А от того, что массово арендует футболистов у одного клуба.

Особенности формата УПЛ: довольны ли арендованные и арендодатель?

Еще один важный момент – как должны себя чувствовать те же Соболь с Петряком при нынешнем формате? Одно дело – пропустить 2 матча из 30 при системе чемпионата с 16 клубами в два круга. Совершенно другое – потерять практически полгода на втором этапе, как это происходит сейчас, и, в случае продления аренных соглашений, например, до лета 2018-ого, получить то же самое и в следующем году? Играть против самого сильного и принципиального соперника в чемпионате ты не можешь, еврокубки весной – пока только мечта, о сборной всерьез может говорить только Соболь, да и то – это матч, второй. Получается, с начала декабря по середину июля эти футболисты сыграют в среднем по 10 матчей (плюс-минус). Вдумайтесь, 10 официальных матчей за 7 месяцев. Логично, что игроков, чьи контракты принадлежат Шахтеру, в будущем аренда в пределах Украины будет интересовать мало, а конкретно в Заре – разве что ради Лиги Европы, до зимней паузы. Как тогда Вернидубу строить команду на долгосрочную перспективу?

Интересно, что в начале 2016 года Сергей Палкин прокомментировал аренду Малиновского в Генк так: "Мы посмотрели на календарь. Поняли, что в Заре он сыграет 9 матчей, а в Бельгии – около 20-ти. С точки зрения игровой практики и роста – это плюс для Малиновского". Параллели, естественно, напрашиваются. Как и вывод о том, что и Шахтеру, и его футболистам, сотрудничество с Зарей выгодно исключительно в осенней части сезона, из-за Лиги Европы. Соответственно, аренды становятся невыгодными для Зари, которая многое в турнирном плане решает традиционно именно весной, когда у команды дела идут значительно хуже, чем в первой части сезона (независимо от формата). По сути, один из, естественно, незапланированных плюсов нынешнего формата Премьер-лиги в случае с распространенным ныне запретом играть для арендованных – повод для клубов прийти к пониманию нерациональности арендовать. В условиях нынешнего чемпионата и посредственного уровня футболистов даже в сильнейших клубах (кроме Шахтера) – это даже несколько глупо с точки зрения любого клуба и тренера – упускать возможность строить команду именно сейчас на долгосрочную перспективу, воспитывая и раскрывая футболистов, чьими контрактами ты можешь распоряжаться с выгодой для себя по итогу. К тому же, можно надеяться, что в худшем случае, та же Заря, удачно арендовав, например, Калитвинцева, поймет, что арендовать если и нужно, то у разных клубов, и, желательно, не в Украине. Даже такое внутриклубное ограничение на количество позаимствованных футболистов уже будет считаться прогрессом.

Однако логичным итогом в данном вопросе все же должны стать более жесткие решения и резкие перемены. В рамках нынешних взаимоотношений с Шахтером, существующего формата лиги и развития Зари с новыми, серьезными задачами клуба, другой путь вряд ли позволит луганчанам обойти сложнейший этап стагнации, который уже наметился, если не начался.

Анатолий Волков, Football.ua