Football.ua ставит точку в завершившемся первенстве Африки.
В жизни так не бывает
Один из величайших писателей современности, Джулиан Барнс, заметил, что автор, описывая в книге реальные события, иногда должен эту реальность корректировать. Потому что читателю может показаться, что ради красивого словца писатель преувеличивает, завирается, ведь в жизни так не бывает. И это действительно так. Многие ходы в литературе и кинематографе предугадываются, создатели хотят сделать слишком красивую историю, и от этой излишней красоты становится приторно. Только жизнь способна на создание самых изощренных драм с невероятным сюжетом.
Возможно, поэтому фильмы с вымышленным сюжетом о спорте не пользуются большой популярностью. Сказочные, яркие истории отдают наивностью. Вы только представьте, что долгий путь сборной Замбии был бы вымыслом, показанным в кино. И вы, сидя в центре зала с попкорном и колой, наблюдали бы на большом экране, на фоне еще не пропавших титров отрывки игры олимпийской команды в Сеуле. Затем авиакастрофу, уничтожившую сборную. Чудом уцелевшего Бвалью, а случаи, когда человек избегает смертельного рейса, так любят в кино. Затем поиски молодежи для Кубка Африки и ее выход в финал. Поражение – ведь это только начало фильма. Потом пленка отмоталась бы вперед, и вы увидели бы никому не знакомого Ренара в окружении неизвестных футболистов. Долгая работа, нормальные результаты. И через полтора часа после первых кадров события перенесли бы вас в тот самый Габон, где когда-то случилась трагедия. И против героев вышли парни выше, крупнее, опытнее. И даже вроде как более достойные победы. И было бы много сочных кадров. С большим количеством крупных планов, летящими комьями земли. Со слезами неизвестного актера, играющего Мусонду, покинувшего поле на 12 минуте, плакавшего весь матч. Какой-нибудь Вилл Смит в роли Дидье Дрогба вскинул бы руки к небу после запоротого пенальти. Омар Эппс вместо Дидье Зокора стелился бы в подкатах. Лысый Уэсли Снайпс светился бы оранжевым галстуком
у скамейки запасных. А Морган Фримэн сидел бы в випложе, допуская ровно столько улыбок, сколько может себе позволить глава государства. И когда это неминуемо закончилось бы победой Медных пуль, ваш маленький сын ликовал бы от счастья. А вы, умудренный жизненным опытом, усмехнулись бы. В жизни так не бывает. И кадры, когда тренер бежит с футболистом на руках к празднующей команде подтверждал бы Ваши слова.
К вечеру этого же дня, вы бы забыли про фильм. Слишком красиво для правды. Слащаво. Приторно. В жизни так не бывает.
Битва равных соперников
В жизни все по-другому. До финала дошли самые классные и самые организованные. Классные продолжили играть в свой футбол, который предполагал минимум ошибок,
.jpg)
максимум давления. Громадный опыт больших матчей в Европе вкупе с годами совместной игры в сборной сделал ивуарийцев монолитом. Дисциплина от Зауи усовершенствовала командный механизм. Но против них тоже был мощнейший механизм. Замбийцы ловко менялись по ходу турнира. Сначала показали, что умеют играть вторым номером на контратаках и сокрушили Сенегал. Потом вспомнили чисто африканский футбол с выжиданием и толкотней в центре поля. В четвертьфинале действовали с позиции силы. И, наконец, в полуфинале заперлись в крепости. И логика их первого и полуфинального матчей подсказывала, что действия их будут где-то между игрой на контратаках и схемой 1-10-0, где 10 – количество полевых игроков в штрафной площадке.
Но то ли они осмелели, то ли решили удивить Слонов, но они не побоялись действовать более открыто. Лишились футболиста в самом начале игры. Стоит ли объяснять, что значит потеря центрального защитника? Но не перестали огрызаться. И не надо забывать, что первый опасный момент в игре создали именно они после розыгрыша углового.
Из всех своих игр, они выдали самый скоростной матч. В свою очередь Слоны получили впервые соперника, который жестко стоял на своем и готов был биться до последней минуты, не совершая ошибок. Даже запасной Ньямбе Муленга, для которого финал стал первой встречей турнира, не потерялся на поле.
С каждой минутой этого матча становилось понятно, что мы наблюдаем самый качественный африканский футбол на турнире. С финалами так не всегда. Чаще это самый нервный поединок. Вчера в Габоне проходила дуэль сильнейших команд, и о том, кто фаворит, напоминал лишь оранжевый цвет и крупные планы Слонов. На деле случилось так, что команды создали примерно равное количество опасных моментов, замбийцы начали и закончили встречу стопроцентными неиспользованными шансами. Мощь этой игры демонстрирует тот факт, что лишь один человек потерялся на поле на длительный период игры – сам Дидье Дрогба после неудачного пенальти. Да потерялся, но никак не сломался, и это подтвердил его второй удар с точки.

Сложно было придумать более справедливого итога встречи. В финале действительно не нашлось команды, которая была достойна победы в игровое время. Они настолько стоили друг друга, что определение чемпиона должно было свестись к процедуре, где успех измерялся бы какими-то долями. Им нужен был футбольный фотофиниш.
Замбийцы должны были побеждать после пяти ударов. Принципиальность рефери очень спорна, Мвине заслужил сейв. Да, вышел немного из ворот, но 90% вратарей выходят с линии на такое же расстояние. Сейчас, наверное, не стоит об этом, они все равно первые.
И несет Ренар Мусонду к команде, которая в исступлении произносит какие-то слова, обращаясь к небу. Молитва Богу, обращение к погибшим, мы не знаем, но это не так и важно. Искусство, как и жизнь, любит недосказанность.
Жизнь еще раз жестко обозначила свою монополию на лучшие сюжеты. История Замбии – это успех работяг в чистом виде. Это драма целой нации. Это путь длинной в 20 лет из Габона по всей Африке и обратно.
И обратите внимание, выиграй вчера Берег слоновой кости, мы бы точно также могли бы с Вами рассуждать о превратностях ивуарийской сюжетной линии. Но это не их время. Они сорвали джэкпот, получив середняков вместо грозных соперников на всем протяжении турнира, но промотали свою удачу.
А замбийцы красавцы. На турнире без плеяды фаворитов, они умудрились пройти всех самых сильных. Пристыдили Сенегал, шлепнули Гану, перебороли Кот-д`Ивуар. Сложнее сетки у них быть не могло. И здорово, что они не встретились со Слонами в четвертьфинале. Не факт, что тогда они были готовы. Ведь выдавая свой многогранный футбол, свой мощнейший потенциал они раскрыли только к финалу. Наблюдая за ними в групповом этапе, легко было сделать вывод, что играет классический африканский середняк. Каждый матч на выбывание раскрывал их качества. Это и характер, и техника, и скорости.

На ближайший год Медные пули - первые в Африке. Правь, Замбия.
Давайте оставим победителей в покое, пусть празднуют. Вспомним весь турнир. Этот Кубок наций подарил нам красивую сказку имени Экваториальной Гвинеи. Напомнил на примере Сенегала суровые футбольные правила командной игры. Порадовал Габоном. Удивил Суданом и Ливией.
Он не растерял шарм, хоть и не дотянул по части колорита. Он подарил нового чемпиона и как сериал, не закончил страницу ивуарийского похода за кубком. Это был не худший Кубок Африки и уж точно один из самых неожиданных по результатам. Нас готовили к предсказуемой развязке, а на последней странице подбросили бомбу. Сейчас немного оглушенные мы вполне можем задать вопрос, а что это было?
Утро понедельника, по определению сонное и далекое от каких-либо праздников, пытается превратить вчерашние события в далеком Габоне в сон. И если так, погуглите немного. Найдите фотки трепещущего над кубком Криса Катонго. Это был не сон, друзья. Футбол или кино, решать Вам, сборная Замбия стерла к черту все грани и стала чемпионом.
Постскриптум
Сборная КАНа
Вратарь. Кеннеди Мвине (Замбия). Вот как бывает. Ивуариец Барри не пропустил ни одного гола. Дважды спас от неминуемых мячей в финале, но первым он быть не может. Не потому что Мвине – чемпион. Он спасал свою команду на протяжении всего турнира, всего финала и серии пенальти в том числе. Он прошел долгий путь испытаний, стал надежнее, чем в прошлые годы и сейчас по праву намба ван в Африке.
Правый защитник. Жан-Жак Госсо-Госсо (Кот-д`Ивуар). Надежный, цепкий, быстрый, поддерживающий атаку, обладает отличным пассом. Современный крайний защитник без изъянов. При необходимости страхует центральную зону, а при желании может сместиться в центр во время контратаки.
Центральный защитник. Айзек Ворса (Гана). Он не принял участие во всех встречах своей сборной, но успешно справился с задачей заменить капитана Джона Менса. Был удален в матче за третье место. Но это не может перечеркнуть его надежность в остальных встречах. Идеальное оружие для борьбы с нападающими на втором этаже. Несмотря на великанские габариты, уверенно играет внизу. Он заявил о себе еще на прошлом Кубке Африки, который пропускал Менса. И складывается ощущение, что старшему товарищу Ворса уступает исключительно в авторитете.
Центральный защитник. Коло Туре (Кот-д`Ивуар). Не допустил ни одной значительной ошибки. Отлично сыграл в финале. Продемонстрировал свой топ-уровень и остается в числе лучших африканских защитников.
Левый защитник. Аймен Абденнур (Тунис). Один из тех футболистов, благодаря которому Тунис рассматривали как одного из претендентов на успех. Этот защитник может сыграть и в роли хавбека. Нередко берет на себя ответственность за атакующие действия, выходит на ударную позицию. Обладает лидерскими качествами. Когда Тунис терялся, Аймен нередко тащил партнеров за собой. Его подвел горячий характер, он оставил команду вдесятером в решающем матче. Но не будь этой страсти, Абденнур вряд ли бы поехал на КАН.
Опорный полузащитник. Дидье Зокора (Кот-д`Ивуар). Можно ли, говоря об этой позиции, обойти вниманием человека, команда которого так и не пропустила. Когда Дидье в составе, за собственные ворота можно быть спокойным. Возможно, он был не так заметен, как в предыдущие годы, когда команда заигрывалась, и Зокора вытворял чудеса отбора. Сейчас благодаря строгой дисциплине, у него было больше помощников. Но это не мешает признать его лучшим в своем амплуа.
Правый полузащитник. Андре Айю (Гана). Креатив, характер, техника, завершение атак. Он даже хорош на втором этаже. При этом он лидер команды. Травма Менса, хандра Гьяна не сломали Гану, потому что на поле Андре Айю.
Левый полузащитник. Юссеф Мсакни (Тунис). Это самое настоящее открытие турнира. Когда-то половину зрителей на Кубке Африки составляли скауты. На их глазах выступали таланты, которых можно было увезти в Европу почти за гроши. Времена изменились, на турнир приезжают статусные футболисты. Скаутам лучше искать уже на молодежных соревнованиях. Но иногда появляются такие ребята как Мсакни. Самый острый игрок в составе четвертьфиналиста. Проходы по флангу, смещение в центр, дриблинг, передачи, завершение атак. И все это хладнокровно, как будто за плечами Юссефа гигантский опыт. Вместе с Абденнуром он не позволял своей команде опустить руки, когда что-то не получалось.
Под нападающими. Рэйнфорд Калаба (Замбия). Это, как принято говорить, мозг команды. Он связывает оборону с нападением. Творит на поле. Он же завершает атаки. Исполняет все стандарты. Да, в послематчевой серии промахнулся. Но, как показывает опыт, это удел великих. Калаба – безусловно, один из лучших в рядах лучшей команды турнира.
Нападающий. Кристофер Катонго (Замбия). Если Калаба – мозг, то Катонго – сердце. Сердце воина. Его стихия борьба. Борьба, из которой этот небольшой, но волевой человек привык выходить победителем с забитыми мячами.
Нападающий. Пьер Эмерик Обамеянг (Габон). О нем уже и забыли. После того промаха на турнире произошли более важные события. Но та катастрофа не должна оттенять его игру на турнире. Быстрый, точный, не жадный, энергичный Обамеянг заводил свою команду. Сник в противостоянии с малийцами после ответного гола, в остальное время был на высоте. Сайт африканской федерации предлагает на его место поставить Дрогба. Не соглашусь. Дидье оставался лидером, но далеко не часто делал что-то незабываемое. Также как и Обамеянг потерялся после неудачи. Да, дошел до финала, но габонец производил более целостное впечатление на протяжении всех четырех игр.
Тренер, конечно же, Эрве Ренар. Не только из-за золотой медали. Его команда была очень разной. Она действовала от соперника, продемонстрировав все модели игры, которые возможны в футболе. И каждый раз, какой бы план ни пыталась реализовать Замбия, он была лучшей.
Михаил Калинин, Football.ua
В материале использованы фото Getty Images, Reuters и AP