Визитная карточка:

Глущенко Андрей Александрович

Родился 18 марта 1974 года в г. Орехов (Запорожская область).
Образование – высшее (Запорожский годарственный университет).
Выступал за команды мастеров Торпедо (Запорожье), Звезда (Кировоград), Металлург (Запорожье), Ильичевец (Мариуполь).

 - Андрей, говорят, по старой памяти, во внутрикомандных спаррингах автозаводцев, ты частенько выполнял роль форварда, и лишь спустя какое-то время «из тебя стали делать вратаря…»?

- Такое бывает, когда в команде есть два основных голкипера и действительно мне иногда приходилось играть в нападении. Ничего страшного, тем более навыки игры в поле у меня были хорошие. Кстати, до прихода в футбол я весьма успешно играл в гандбол на позиции разыгрывающего и о месте в воротах даже не помышлял. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь.

- Лемешко, кстати, известный футбольный острослов и кажется именно ему принадлежит, к примеру, фраза – «Мало попасть в ворота, надо еще промахнуться мимо вратаря». Знаю, игрокам Торпедо пришлось немало выслушать от него….

- Да, бывало всякое. Он знал о своих игроках все и интересовался нашими делами вне футбольного поля. Специалист высочайшего класса. А по поводу пропущенных голов всегда говорил так – «Пока ты своих 500 голов не пропустишь - вратарем не станешь». За свою карьеру я пропустил два раза меньше и, думаю, каким-нибудь, вратаришкой, все таки стал. (смеется - прим. И.П.)

- Кто из тренеров, помимо Лемешко, запомнился за карьеру? Ведь в те времена такой профессии как тренер вратарей еще не было и голкиперами занимался главный….


- Помимо Лемешко я отдельно хочу поблагодарить тех, по-сути, дал мне путевку в большой футбол – это Иван Дмитриевич Балан и Владимир Михайлович Атаманюк. С последним, кстати, моя вратарская судьба шла параллельно – я играл во всех командах, где он работал. Отдельная благодарность - старшим и опытным коллегам – Игорю Моисееву, Александру Ногину и особо – Юрию Петровичу Сивухе. Это если говорить о торпедовском периоде. Дальше судьба сводила меня со многими, но особо запомнились те наставники команд, с которыми добивался успеха. Мирон Маркевич, пригласивший меня в Металлург, своим атакующим стилем игры.  Олег Таран, при котором мы дебютировали в еврокубках – умением найти подход к футболистам. Вячеслав Грозный, при котором Металлург стал финалистом Кубка Украины, достойно сыграв с киевским Динамо. Конечно, не могу не вспомнить Игоря Надеина, благодаря доверию которого я стал игроком основного состава «Торпедо» в 20 лет, что для вратаря, согласитесь, достаточно молодой возраст.

- Вспомнишь памятные эпизоды торпедовской карьеры? Как положительные, так и наверное отрицательные матчи….

- Если говорить об эпизодах, то это, конечно, матч с Шахтером, когда на выезде мы проиграли 1:9, хотелось там же на перкладине и повеситься, особенно после того, как трибуны стали требовать от Шахтера десятый гол. Помню, сразу после того матча мы заехали на базу и начали подготовку к игре со своим прямым конкурентом в борьбе за выживание – Кремнем. Психологически смогли перебороть себя и выиграли – 1:0. Запомнилась домашняя игра с Динамо в 1996 году, сыграли 1:1 – Юрия Максимов смог мне забить в самом конце, даже фото есть, когда прыгнув за мячом в самый угол ворот я запутался в сетке.

- А дальше был Кировоград, где до сих пор, наверное, помнят как Звезда одолела донецкий Шахтер в серии пенальти в четвертьфинале Кубка Украины, а в одном из матчей ты пропустил обидный гол от своего же защитника…..

- Спасибо Кировограду и Александру Ищенко, внушившему, что «хороший парень – это не профессия, и нужно становится вратарем». Игра с Шахтером завершилась вничью 0:0, а в сери пенальти, судьба, наверное, вернула мне должок за те злополучные 1:9. Я взял два пенальти от Анатолия Тимощука и Сергея Ковалева. А относительно того курьезного гола, то это все кочка на газоне подвела меня. Пас назад в самом конце игры на 89-й минуте, в створ ворот, отдавал Валера Шаповалов, я решил остановить мяч…. В итоге мы проиграли 0:2. Тот гол попал в хит-парад курьезов чемпионата по версии первого национального телеканала.

- В ставшее родным Запорожье ты вернулся достаточно быстро, но уже в Металлург, где у тогдашнего тренера по работе с вратарями Олега Луткова было два опытных голкипера – Бересский и Гребенюк. Не боялся конкуренции?

- Нет. Я знал, что Олег Бересский собирается эмигрировать в США, а конкуренция с Тарасом Гребенюком, который на тот момент был кандидатом в национальную сборную Украины, только стимулировала. Благодарен Маркевичу и Луткову, дававшим нам равные шансы – играли поровну. Не могу сказать, что вытеснил Тараса, но когда у него на горизонте возник вариант с киевским «Арсеналом» - Мирон Богданович стал мне больше доверять, что, конечно, способствовало росту мастерства.  

- Спустя год Глущенко уже блистал в воротах Металлурга во всей красе. И в сезон добычи путевки в Кубок УЕФА был просто великолепен – в том сезоне в твоем активе была блистательная «сухая» серия, продолжительностью 526 минут. Кульминация пришлась на матч последнего тура в Донецке….


- У меня уже был опыт (смеется – прим. авт)! Еще раньше, играя за Звезду, я парировал два пенальти в матче против того же донецкого Металлурга, правда, мы уступили 0:1. Ну а на том памятном матче, после которого мы получили путевку в Кубок УЕФА, очень жаль, что не было представителей книги рекордов Гинесса. Нигде не встречал констатации факта, когда секунд за 30 отбивалось два полноценных пенальти, без перебития. Мне удалось выиграть дуэль у Шищенко и Закарлюки. Обидно, что ту игру нам мы не выиграли – ничья 1:1, а так могли стать бы бронзовыми призерами чемпионата.

- Ну а дальше была Биркиркара и Лидс Юнайтед. Сильно волновался накануне противостояния с англичанами?

- Конечно, предигровое волнение присутствует всегда, а тут еще соперник - один из сильнейших английских клубов. Не скажу, что не было волнения перед матчами с Биркиркарой, нет. Просто, Лидс в то время - это Лидс. На разминке поразили пустые трибуны, и где-то в душе я расстроился - играть на таком стадионе как «Элланд Роад» и практически без зрителей было-бы обидно. А когда вышли непосредственно на матч, и я увидел практически до отказа заполненный стадион - куда все волнение и делось. Настроение сразу поднялось, оставалось только коснуться мяча и почувствовать игру.

- С волнением, на мой взгляд, ты справился блестяще…

- Да, с каждой минутой, пойманным мячом чувствовал себя все уверенней. Табло в первом тайме было рядом, и я украдкой поглядывал на него - 10 минут выдержали, 15, 20, 30. Думал: нормально играют ребята, первый тайм - 0:0, все в порядке. Конечно, во втором тайме все изменилось – мы почувствовали, что такое настоящий английский футбол. Все сыграли очень самоотверженно, и, несмотря на то, что это был не самый удачный сезон для  Металлурга - на поле в той игре была единая команда. Когда же до конца матча оставалось играть минут 20, на табло стал смотреть чаще - очень хотелось сыграть вничью. Жаль, случайный гол пропустили.

- Так что было в том эпизоде, когда англичане забили гол, нарушение правил или нет, на твой взгляд?

- Думаю, да, игрок хозяев нарушил правила, но ведь эти вопросы в компетенции арбитра. Винить Олега Ратия не стоит – на его месте любой попытался бы дать мячу уйти за боковую линию. Интуиция где-то подсказывала мне, что Майкл Бриджес будет бороться до конца, так оно и получилось. Не поверишь, но в голове промелькнула ситуация в одном из матчей киевского Динамо, когда в похожей ситуации обыграли Владислава Ващука и забили гол. Предчувствие меня не обмануло. Хотя, чего мы хотели - англичане играют в футбол до конца, бьются не щадя ни себя, ни соперника. Поэтому, наверное, и зрители у них так любят эту игру, заполняя трибуны до отказа практически в каждом матче тамошней Премьер-лиги.

- У Металлурга был шанс пройти дальше?

- Шансы есть всегда, и история футбола знает немало примеров, когда, казалось бы, слабый клуб выбивал более сильного. Да, Лидс - именитый клуб, игроки получают во много раз больше нас, но ведь они такие же люди, как и мы. Поэтому, шанс у нас был, тем более вели в счете по ходу повторной встречи. Где-то не повезло, где-то, может быть не поверили в свои силы, не отыграли до конца тот злополучный эпизод, когда забивал Бармби…Хотя если бы Армен Акопян при счете 1:0 забил со штрафного, мы бы точно прошли Лидс.

- После первого матча в Англии, по версии большинства британских изданий, ты был признан лучшим в своей команде, а умопомрачительные сэйвы были названы бриллиантовыми. Журналисты называли тебя вторым Бартезом и не только за схожесть прически. А авторитетная «Daily Star» не скрывала, что Глущенко уже попал на карандаш английским селекционерам и при стабильной игре в ответном матче вполне может получить приглашение от клубов английской Премьер - лиги.

- Это было всего лишь мнение журналистов, хотя слухов ходило действительно немало.

- История, как известно, имеет свойство повторяться. И тебе посчастливилось вновь почувствовать вкус еврокубков вместе с Металлургом. Об играх с молдавским Зимбру, думаю, особо нечего рассказать, а вот игры с Панатинаикосом…

- После матчей с Панатинаикосом мнение об английских фанатах у меня изменилось. Куда более агрессивнее англичан болеют греки! Перекличка в исполнении тамошних фанов произвела впечатление. А что было после игры, когда толпа ринулась бить своих футболистов и тренеров, ломать сиденья и бросаться стульями. Как и в матчах с Лидсом у нас были хорошие шансы пройти дальше. Кстати, вспомните, результаты матчей повторились в первом раунде мы играли - 3:0 дома и 0:0 в гостях,  во втором раунде Кубка УЕФА – 1:1 в гостях, 0:1 дома. История повторилась.

- Есть еще, как минимум, одна твоя игра в составе «Металлурга», которая проходит красной строкой в истории клуба – матч Металлург - Динамо 26 мая 2001 года, когда на 75-й минуте мяч, после прострела Черната, попадает в ногу защитника, однако с линии ворот его головой выносит Олег Ратий. Судья засчитывает мяч и начинается потасовка...

- Да, посчастливилось сыграть и в этом, очень интересном и напряженном матче. «Динамо» тех времен имело один из самых сильных составов за всю историю украинских чемпионатов. Гола в том памятном эпизоде, на мой взгляд, не было, что бы там не рисовали на компьютере. Потолкались немного, помахали руками, но ударил арбитра не я, хоть меня и удалили с поля. Болельщики, помню, тоже пошумели – на поле полетели банки, бутылки. Не часто такое увидишь. Кто первый раз попал на футбол и увидел такое – получил массу впечатлений не столько от игры, сколько от всего произошедшего. Потом разобрались, мою дисквалификацию отменили.

 -  А вообще как часто тебе арбитры показывали желтые и красные карточки?

- Та красная была первой и последней. А предупреждали, конечно, часто. Получал горчичники, в основном, за задержку игры. Что поделать – это тоже функция вратаря. Сбить темп игры, дать возможность партнерам передохнуть, самому перевести дыхание – приходится идти на хитрость. По желтым, можно сказать, вратари в лидерах.

- Вообще, автозаводцы не очень гостеприимно встречали Динамо в Запорожье, за что, наверное, столичный гранд сполна рассчитался на открытии «Славутич-Арены» 29 июля 2006 года…..

- Когда-то это должно было произойти и тоже вошло в историю. Мне, кстати, удалось сыграть в заключительном матче на стадионе Металлург и в матче-открытии «Славутич-Арены». Динамо тогда готовилось к Лиге чемпионов и было на сумасшедшем ходу, в очень хорошей форме. Все могло закончиться гораздо хуже.

- Уходя из Металлурга в Ильичевец думал ли, что в качестве игрока уже не вернешься в Запорожье?

- Я понимал, что в Металлурге идет омоложение команды и дальнейшие успехи подтвердили правильность выбранного направления. Если на меня и рассчитывали в будущем, то только в другом качестве.

- Как складывался последний матч в карьере?

- Тогда и не предполагал, что это будет последний матч в карьере. Так получилось, что я дебютировал во Львове и заканчивал во Львове, пропустив первый и последний мяч в одни и те же ворота на стадионе «Украина». Футбольная земля Андрея Глущенко, можно сказать, круглая. В моей последней игре Ильичевец уступил ФК Львов 1:2, Влад Ващук забил пенальти на 90+4 минуте.  

- С кем из защитников за 14 лет в воротах взаимопонимание было лучше всего?

- Самое приятное впечатление от игры с Игорем Черкуном, который был настоящим лидером и капитаном Торпедо, всегда поддерживал. Иной раз не получалось как следует выбить мяч от ворот, но он все равно настаивал, говорил - бери и выбивай, ни о чем не думай. А при подаче угловых установка Чиры была простая – выходи и бери все, что перелетит через меня. Но ничего не перелетало! Хорошие воспоминания от игры с Александром Нефедовым, Юрой Беньо, Александром Чижевским, Олегом Ратием, Сергеем Штанюком, Дмитрием Чигринским, Володей Полевым, Дмитрием Невмывакой. В принципе, со всеми ребятами было играть комфортно, всегда находил взаимопонимание.  

- А кто из нападающих команд соперников был наиболее неудобен для Андрея Глущенко?

- Помню за несколько дней до свадьбы играли в Тернополе, так Игорь Яворский вместо мяча попал бутсой мне по голове – память отшибло сразу.  Денис Смирнов подбежал, спрашивает – ты помнишь, что у тебя свадьба? Какая свадьба? Я был удивлен, правда, имя невесты все же вспомнил. А вот как доиграл тот матч совершенно не помню. Потерзали меня в свое время Александр Гайдаш и Сергей Ребров, Олег Матвеев, Сергей Ателькин, Сергей Чуйченко. А вот такие классные форварды как Виктор Леоненко и Андрей Шевченко мне так и не забили.

- С кем дружишь из футбольного мира?

- Дружба очень тонкое понятие. Настоящих друзей не может быть много. Поддерживаю отношения со многими ребятами из тех команд где играл. В Запорожье, понятно, со многими часто видимся, перезваниваюсь с ребятами из Мариуполя, Русланом Любарским, который живет в Словакии, Денисом Ковбой, выступающим за российские Крылья Советов.

- Андрей, карьера голкипера позади, и ты вошел в историю украинского футбола как один из лучших мастеров, особенно в вопросе отражения пенальти. Признайся – знаешь какой-то секрет?


- Скажу честно - больше ориентировался на интуицию, хотя всегда наблюдал за пенальтистами команд-соперников. Как правило, вратарь «качает» игрока в один угол, туда же и падает. Со временем, правда, стало тяжелее. Мячи стали другими, игроки мастеровитее и хитрее. Хотя вратарь, пытаясь угадать, конечно, мало чем рискует. Отбил – герой, нет – все понимают, что такое пенальти. Отбить одиннадцатиметровый, считаю, 1% - это мастерство, а 99% процентов везение.

- Как складывались отношения с болельщиками?


- Отлично, хотя бывало всякое. Стеснялся, когда несколько лет подряд на каждую домашнюю игру Металлурга приезжал из Запорожской области пожилой мужчина, большой любитель футбола. Он частенько привозил с собой букетик цветов и перед матчами вручал их мне. А вообще, я очень благодарен всем болельщикам, кто приходил на стадион, смотрел на мою игру, хвалил, ругал. Ведь футбол – это игра, прежде всего, для зрителей, простых людей. Я это всегда понимал, ведь сам вырос в обычной семье.

- Помню, твой младший брат Александр также подавал неплохие надежды в воротах. Как сложилась его судьба?


- К сожалению, Сашка из-за травмы так и не смог заиграть на высоком уровне. В 17-летнем возрасте уже был дублером у меня в кировоградской Звезде, пару раз даже вносили в стартовый протокол матчей высшей лиге. Чтобы стабильно играть - уехал в Мелитополь, где был основным вратарем местного ОлКома, выступавшего во второй лиге. Думаю, данные для того, чтобы стать классным вратарем были получше моих, но он вынужден был закончить карьеру в 21 год и теперь тренирует вратарей в детской школе нашего Металлурга.

- Твои сыновья не пошли по стопам отца и дяди?

- Пробуем и возможно еще наверстаем упущенное. Старший -  12-летний Кирилл – «блуждающий» форвард, занимается в детской футбольной школе Динамо (Запорожье), младший – 10-летний Данил, под впечатлением церемонии папиных проводов из большого футбола, сказал, что тоже хочет стать вратарем. Было бы желание, а там посмотрим. Есть папа, дядя, тренеры, которые подскажут и научат.

- Андрей, что сбылось из заветных футбольных желаний, а что нет, если не секрет?

- Учитывая, что я не заканчивал никаких ДЮСШ, без футбольного образования играл в еврокубках, в финале Кубка Украины, много лет был капитаном Металлурга, стал мастером спорта, то тем, как сложилась моя футбольная карьера, конечно, доволен. У меня прекрасная семья, растут сыновья, надеюсь, теперь смогу уделять им больше внимания.

- Для кого-то завершение карьеры – трамплин в новую жизнь. А для кого-то – мучение, стресс. Что для тебя значит завершение этого этапа?

- Многое уже позади, но многое, верю, еще впереди. Будем работать на благо запорожского футбола.

- Наставник Металлурга Олег Лутков сам в прошлом вратарь. Наверное, нелегко работать тренеру по вратарям, когда главный тренер до мелочей знает специфику…

- Надо отдать должное Олегу Анатольевичу, который, в принципе, полностью доверяет мне, не вмешиваясь в тренировочный процесс вратарей. Доверие окрыляет. Конечно,  советуюсь, прислушиваюсь к его мнению как нужно поступить в той или иной ситуации.

- Тренировать сложнее, нежели играть самому?

- Безусловно! Тренировать раза в два тяжелее, чем тренироваться самому.  Ответственности больше, хотя я ее не боюсь с детства. Стараюсь все всегда делать на совесть.