В субботу на Мадейре лучшему бомбардиру европейских национальных чемпионатов сезона-2007/08 была вручена Золотая бутса, присуждаемая Европейской ассоциацией спортивных изданий (ESM).

Там же нападающий Манчестер Юнайтед дал интервью журналистам из ведущих спортивных газет и журналов, входящих в эту организацию.
 
Поговорка "Не было бы счастья, да несчастье помогло" подтвердилась на все сто: если бы не операция стопы, которую Криштиану Роналду пришлось перенести сразу после Eвро-2008, не было бы ни чествования бомбардира на его родном острове, ни интервью, которое мы предлагаем вашему вниманию.

Манчестер Юнайтед ни за что не отпустил бы свою главную звезду ни на какие церемонии, и в лучшем случае вручение Золотой бутсы состоялось бы перед очередным матчем клуба или сборной и заняло бы от силы минут пять - как, собственно, и делалось в предыдущие годы. Футбольные звезды - народ занятой и себе не принадлежат.

Но у Криштиану Роналду выдалась вынужденная пауза, и он решил использовать ее, чтобы выказать уважение и доставить удовольствие землякам, а потому попросил привезти приз на Мадейру и организовать награждение в его родном Фуншале.

Мама, подари мне мячик
 
- Криштиану, начнем с того, почему мы с вами встретились именно здесь. Что значит для вас Мадейра?
 
- Это моя родина. Здесь я родился, здесь живет моя семья, здесь у меня много друзей. Всегда приезжаю на остров с особым чувством и давно хотел сделать для земляков что-то хорошее. Знаю, им было очень приятно, когда местом вручения приза я попросил выбрать Мадейру. Они мной гордятся, и для меня это большая честь.
 
- Часто выбираетесь в родные края?
 
- Стараюсь - здесь ведь живут мама, сестры, брат (отец Криштиану умер три года назад. - Прим. Б.Б.). И хотя навещать их получается реже, чем хотелось бы, всегда делаю это с удовольствием. Тем более что и по солнцу нашему скучаю. Погода у нас на острове всегда радует: вот прилетел вчера из Манчестера - там дождь, а здесь жара, теплый океан. А красота какая, видели? Да и люди на Мадейре симпатичные. Здесь я всегда чувствую себя среди своих.
 
- Вы с детства хотели стать футболистом или мечтали о чем-то другом?
 
- Футболистом - с тех пор, как я себя помню, хотя, конечно, в детстве и думать не мог, что в 18 лет окажусь в МЮ. Просто тогда, как и сейчас, хотел одного - играть как можно лучше. Но сложилось так, что жизнь постоянно подбрасывала мне шансы, а мне удавалось ими воспользоваться. Учился играть в Андоринье (любительский клуб из Фуншала. - Прим. Б.Б.), потом попал в Насионал, оттуда - в Спортинг, затем в МЮ, а после этого все завертелось с невероятной быстротой - и вот мои мечты сбылись. Теперь я счастлив.
 
- Кем могли бы стать, если бы не футбол?
 
- Хороший вопрос... Не знаю - я всегда хотел быть только футболистом. И в пять, и в шесть, и в семь лет. Когда мама спрашивала у меня, что мне подарить на день рождения или Рождество, никогда не просил у нее ни об игрушках, ни о компьютере, ни об игровой приставке: только о новом мяче. Не знаю, чем буду заниматься, когда закончу играть, но до сих пор никакой цели, кроме футбола, у меня в жизни не было.
 
- Любимый остров вам довелось покинуть уже в раннем возрасте, когда вы отправились на материк, в Спортинг, а оттуда - в Англию. Пришлось взрослеть раньше времени?
 
- Вы правы, родительский дом я покинул, когда мне было 12 лет. Вот тогда действительно жилось очень тяжело - в первый год в Лиссабоне мне не раз случалось плакать по ночам. Зато потом было легче: в Манчестере проблем уже не возникло, хотя там тоже все вокруг было чужим, да и английского я поначалу не знал. Но я приехал туда, уже имея опыт адаптации на новом месте и зная, чего хочу добиться.
 
Молодому человеку всегда есть чему учиться, а мне учиться нравится. Я и сейчас, и в будущем готов это делать, потому что далеко не все еще знаю о футболе. Победы и титулы меня в этом смысле ничуть не изменили. Я прекрасно себя чувствую в МЮ, мне по душе и премьер-лига, и английские болельщики, но в жизни всегда надо искать новые вызовы.

Не поймите меня превратно: я вовсе не ищу их прямо сейчас. Повторюсь: мне хорошо в Манчестере, и в данный момент свою задачу я вижу в том, чтобы помочь клубу повторить прошлогодние победы.
 
Только останавливаться все равно нельзя: позади у меня отличный сезон - значит, надо постараться, чтобы новый получился хоть немного, но лучше. Если это возможно, конечно... (Улыбается.)
 
Почему бы и не

- Откуда подобная целеустремленность? Из тех детских лет в Спортинге?
 
- То, что я такой, какой есть, не моя заслуга. Мне всегда помогала вся семья. Ведь и возможностью испытать судьбу я тоже обязан родным. Они же могли не отпустить меня одного в Лиссабон, но и мама, и папа сказали: "У тебя есть шанс - поезжай, попробуй". Пришлось нелегко, да, но это пошло на пользу.

К тому же я и в столице был не одинок: семья поддерживала, чем могла, в Спортинге появились друзья, тренеры обо мне заботились. Я очень благодарен всем, с кем сводила меня футбольная жизнь. Каждому из моих тренеров, от Андориньи до МЮ, партнерам по всем командам, в которых играл, руководству клубов... Всем им должен сказать спасибо за то, что стал тем, кем стал.
 
- Еще десять лет назад вы были мальчишкой из бедного квартала. Теперь - суперзвезда, богатый человек, у вас есть все, что душе угодно. Признайтесь, трудно охватить рассудком такие гигантские перемены в жизни?
 
- Бывают перемены к лучшему, а бывают - к худшему. Первые пережить, естественно, гораздо легче. Но меня как личность все, что со мной произошло за эти годы, нисколько не изменило, поверьте. Какая по большому счету разница - живешь ты в особняке или в лачуге, миллион у тебя в кармане или пустой кошелек? Я все тот же, у меня те же взгляды. те же амбиции. И та же цель - играть в футбол и радоваться жизни.
 
- Слава вам не докучает?
 
- Да, она, конечно, здорово изменила мой образ жизни. Меня узнают в лицо в любом уголке мира, и это, с одной стороны, приятно, а с другой - не слишком удобно. Приходится очень внимательно следить, с кем ты общаешься, о чем говоришь... Каждый твой шаг могут истолковать превратно. Все это немало осложняет жизнь. Но я для себя решил: главное - футбольная карьера, о ней и надо думать. А что о тебе говорят другие - пропускать мимо ушей. Нет, серьезно: мне нет до этого дела. За исключением того, что говорят о моей игре: здесь мнение других людей знать полезно.
 
- О кинокарьере, случайно, не задумывались?
 
- Пока нет, но когда-нибудь, может, и задумаюсь. А что? (Улыбается.) Люди видят во мне только футболиста, но я-то знаю за собой и другие таланты. Не стану пока говорить, какие, но поверьте - они у меня имеются.
 
В погоне за золотым хет-триком
 
- В Португалии есть два известных игрока, чьи корни - на Мадейре: вы и Данни. Какие между вами отношения?
 
- Мы хорошо знакомы еще с тех пор, когда Данни играл здесь, на острове, потом были одноклубниками в Спортинге. Он отличный парень и классный футболист. Очень рад, что его карьера сейчас пошла на подъем. Переход в Зенит - важный шаг вперед для Данни, в чем мы все недавно убедились, увидев, как он сыграл за свой новый клуб в матче за Суперкубок УЕФА и какой прекрасный гол забил в ворота моего МЮ. Наконец, теперь он выступает и за национальную сборную. Данни полностью заслужил эти перемены в своей жизни, и я, повторюсь, очень за него рад.
 
- После Эйсебио в Португалии было немало больших мастеров, но ни один не смог превзойти его в популярности во всем мире. Вы, похоже, к этому сейчас ближе всех. Готовы к тому, чтобы однажды стать новым лицом португальского футбола?
 
- Конечно, достойно представлять свою страну очень важно. Мне лестно то, что меня сравнивают с великими португальскими футболистами, но, по правде говоря, предпочел бы, чтобы этого не делали. Во-первых, не хочу быть ни на кого похожим, а во-вторых, мои амбиции простираются шире: я стремлюсь остаться в истории не просто как лучший представитель Португалии, но как один из тех, кого называют достоянием всего мирового футбола.
 
- Что ж, Золотую бутсу вы уже выиграли, и в этом году вас считают фаворитом среди претендентов на Золотой мяч и звание лучшего футболиста мира по версии ФИФА. Если вам достанутся и эти призы, вы станете первым игроком в истории, сделавшим своеобразный хет-трик.
 
- Прежде всего скажу, что стать обладателем Золотой бутсы - уже здорово. Это большая честь для меня - тем более что я не центрфорвард, а фланговый игрок. А до сих пор, если не ошибаюсь, этот приз выигрывали только чистые нападающие. Оказаться в списке великих бомбардиров - это потрясающе! Что касается двух других титулов, то давайте подождем решений жюри, которые их присуждают. Если честно, на этом не зацикливаюсь - я и так чувствую себя превосходно.
 
- А если бы назвать лучшего футболиста мира выпало вам - кого выбрали бы? Не считая самого себя, естественно.
 
- Криштиану Роналду! (Общий смех.) Нет, если серьезно, то не знаю, что и ответить. Классных футболистов в мире немало, но, по-моему, в прошлом сезоне большего, чем я, действительно не добился никто. Сам поражаюсь, как мне удалось собрать столько призов - Манчестер Юнайтед выиграл чемпионат Англии и Лигу чемпионов, я в обоих турнирах стал лучшим игроком и бомбардиром... Потрясающий сезон! Хотя самому о себе судить неудобно - пусть лучше это делают другие.
 
Португалии пора что-нибудь выиграть
 
- Чего еще вам хотелось бы добиться в футболе?
 
- Как я уже говорил, стать одним из тех, кого называют лучшими в истории. Мне всего 23 года, и надеюсь, играть предстоит еще долго. За те годы, которые мне остались, постараюсь выиграть как можно больше титулов, призов, медалей. Хочу каждый сезон прибавлять в мастерстве. Хочу, чтобы МЮ при моем участии вновь выиграл чемпионат Англии и Лигу чемпионов, а сборная Португалии завоевала, наконец, европейское или мировое золото. Последнее, понятно, сделать труднее, но не думаю, что это невозможно. Об этом мечтаю не только я - вся Португалия. У нас хорошая команда, классные игроки, большой опыт - почему бы мечте не сбыться?

- И когда мы вновь увидим вас в игре?

- Надеюсь, скоро. Восстановление после травмы и операции идет успешно. Не скажу, что готов на 100 процентов - иначе я уже играл бы, - но чувствую себя отлично и думаю, если тренеры и врачи придут к тому же мнению, через две, максимум три недели смогу играть в полную силу.

Все дело в педикюре
 
- То, что Золотая бутса досталась игроку вашего амплуа, говорит о том, что вы настолько сильны, или о том, что нынешние форварды недостаточно хороши?
 
- Конечно, когда играешь на острие атаки, шансов забить у тебя больше. Но мой пример наглядно показывает, что футбол меняется, и сегодня бомбардиром может стать и игрок другой специальности - например, крайний нападающий вроде меня. Во многом результативностью я, конечно, обязан тому, что на поле тренеры мне предоставляют немалую свободу действий, а также доверяют бить штрафные и пенальти.

Номинально я фланговый игрок, но в том же МЮ по ходу матча мы часто перестраиваем атаку, меняемся местами с Тевесом и Руни, и я не только перемещаюсь с края на край, но нередко оказываюсь и на позиции центрфорварда. И мне это нравится гораздо больше, чем играть по какой-то жесткой схеме.
 
- Вы потрясающе исполняете штрафные. Вроде бьете, как все, а мяч летит по совершенно невероятной траектории. В чем секрет?
 
- Ногти на ногах подстригаю по-особенному! (Общий смех.) Да нет, все дело, конечно, в тренировке. Я всегда очень много работал и работаю над "стандартами".  
 
- Своими финтами вы нередко, что называется, делаете клоунов из защитников. Признайтесь - нарочно?
 
- На самом деле такой стиль игры у меня с детства. Вы меня в те годы, конечно, видеть не могли, но те, кто видел, сейчас иногда говорят: смотри-ка, а Криштиану-то все такой же. Всегда любил придумывать разные трюки. Кто-то и впрямь считает меня шоуменом, но я это делаю не напоказ - просто именно такой футбол мне нравится. А вот защитникам - не очень: иногда они, кажется, убить меня за это готовы прямо на поле. (Улыбается.)
 
- Однажды перед матчем против сборной Португалии вратарь ваших соперников заявил: мол, надо сломать на первых минутах Криштиану Роналду - а дальше все будет в порядке...
 
- Помню, помню - мы играли с Бельгией. Не думаю, что он говорил это серьезно - просто хотел меня запугать. Похоже, не получилось: пару штук, если не изменяет память, я ему заколотил. Зря он старался: да, в жизни есть некоторые вещи, которых я боюсь, но к футболу они отношения не имеют. На поле мне никогда не страшно - сам не знаю почему. 
 
- А того, что после всех пересудов о вашем возможном переходе в Реал болельщики МЮ встретят вас не слишком ласково, не опасаетесь?
 
- Трансферные слухи вечно сопровождают каждого заметного игрока. Вспомните, сколько подобных разговоров ходило вокруг Роналдиньо, Кака, Месси, Лэмпарда! Стоит кому-то провести хотя бы один хороший сезон, как все клубы тут же открывают на него охоту. И ничего плохого я в этом не вижу - наоборот, каждому должно быть приятно, что его так высоко ценят. Перед МЮ и его болельщиками совесть у меня чиста: я никогда никого не обманывал, все, что думаю по этому поводу, говорил открыто. Я в этом клубе пять лет и все это время отдавал себя ему полностью. Болельщики меня любят, потому что я доставил им немало приятных минут. Надеюсь, так будет и впредь.
 
Мяч в ногах - вот счастье
 
- Вам не приходило в голову связать свою судьбу с МЮ на все оставшиеся годы карьеры и стать для этого клуба таким же его символом, как Джордж Бест, Райан Гиггз или Эрик Кантона?
 
- Невозможно предугадать будущее. Могу лишь сказать, что в МЮ я чувствую себя прекрасно, мне нравятся и команда, и ее болельщики. За какой бы клуб я ни играл, буду делать для него все, что могу. Так было и в моих прежних командах - Андоринье, Насионале, Спортинге. Так сейчас и в МЮ. Я - профессионал и всегда об этом помню.
 
- Вы сказали, что любите принимать новые вызовы. Может ли, например, стать таковым выступление в каком-то ином чемпионате, кроме английского?
 
- Почему бы и нет? Я человек амбициозный. Но и если останусь в Манчестере, амбиций у меня меньше не станет.
 
- Каких именно? Забить за МЮ еще больше голов?
 
- Гол, конечно, главное в футболе, и забивать мне не надоест, хотя в Англии, наверное, не осталось клуба, ворота которого я не поражал бы. Но игра состоит не только из голов. Для футболиста главное - быть полезным команде независимо от того, сколько мячей на его личном счету. Когда мы показываем хороший футбол и побеждаем, я счастлив, даже если сам не забил. Важно ведь и другое: когда ты играешь не на себя, а на команду, партнеры это видят и больше тебя уважают.
 
- Как относитесь к богатству, свалившемуся на ваших соседей из Манчестер Сити? Называются невероятные суммы, которые его хозяева, арабские шейхи, готовы выложить, чтобы и вы надели футболку горожан...
 
- То, что творится с Сити, конечно, фантастика. Посмотрим, что из этого еще выйдет - ведь, как мы знаем, даже очень большие деньги не всегда приносят успех. Но если у владельцев клуба получится сделать с ним то, что сделал Роман Абрамович с Челси, что в этом плохого? Футбол только выиграет. Если к грандам премьер-лиги - МЮ, Челси, Ливерпулю, Арсеналу - присоединится еще один, чемпионат станет интереснее. Что касается меня, то не будем загадывать. Скажу только, что деньги, сколь велики они бы ни были, решают далеко не все.
 
- В случае с несостоявшимся переходом в Реал их оказалось недостаточно?
 
- Отвечу так: там дело было не в деньгах. Можете быть в этом уверены на сто процентов.
 
- В детстве, как вы сказали, мяч был вашей любимой игрушкой. Это и сегодня так или теперь он для вас орудие труда?
 
- Нет, все-таки скорее игрушка. В профессиональном футболе я уже пять лет, и думаю, лет семь как минимум у меня впереди еще есть. Я не скоро наиграюсь в футбол. Мяч люблю, как прежде, и когда он у меня в ногах, я счастливый человек.
 
- Как скоро начинаете по нему скучать, скажем, во время отпуска?
 
- Очень скоро. Даже когда нет тренировок, тянет повозиться с мячом, побегать с друзьями - где-нибудь на пляже, ради развлечения. Вот сейчас из-за травмы оказался надолго лишен этого удовольствия - и сильно, признаюсь, по нему соскучился.