Проигравшая все выездные матчи сезона и закрепившаяся в зоне вылета команда прощается со своим менеджером. На первый взгляд привычная для Премьер-лиги история, едва ли претендующая на повышенный интерес футбольной общественности, на самом деле оказывается главной новостью в едва успевшей отойти от январского трансферного дедлайна британской прессе. Все дело в том, что речь идет о менеджере КПР Харри Реднаппе, чье увольнение по собственному желанию, судя по всему, свидетельствует о завершении карьеры главного английского тренера рубежа столетий. 

Теперь уже можно констатировать: уйти на пике Харри не удалось. Объясняет свое решение 67-летний англичанин ухудшившимся состоянием здоровья: «К сожалению, мне предстоит срочная операция на колене, которая не позволит мне исполнять свои обязанности на протяжении нескольких следующих недель. Это означает, что я не смогу руководить тренировками на постоянной основе. Не чувствуя уверенности в своих силах, я считаю, что мой пост должен занять кто-то другой». Знакомые с методами англичанина люди отметят, что Реднапп никогда не считал своим приоритетом организацию тренировочного процесса, в последнее время окончательно передав эту обязанность своему штабу во главе с Джо Джорданом и Кевином Бондом. Скептики же скажут, что подобное решение Харри оказалось его последней возможностью сохранить лицо и закончить карьеру на своих условиях. Однако сомнений в искренности Харри допускать все же не стоит – в этом сезоне он действительно был похож на человека, которому не повредит отдых от футбола.

Английская пресса предпочтет иронизировать на тему того, что известный «делец» Реднапп принимает решение покинуть свою должность на следующий день после окончания трансферного окна, но символизма в этом не больше, чем в недавних высказываниях Харри на послематчевых пресс-конференциях. Приучивший всех любителей британского футбола к запоминающимся цитатам Реднапп давно уже не радовал публику фирменным юмором, а желание побыстрее расправиться с расспросами журналистов, равно как и растущие мешки под его глазами, все больше выдавали ранее неприсущее ему равнодушие. «Гол Нико? Я не удивлен, ведь он тренирует подобные удары на каждой тренировке», – отвечал Реднапп на вопрос о том, как его подопечному Кранчару удалось реализовать штрафной. Несколько минут спустя сам хорват признавался, что никогда не отрабатывал подобную технику исполнения стандарта.    

Настолько курьезные моменты вместе с неудовлетворительными успехами команды поставили бы в неловкое положение любого менеджера Премьер-лиги, но позиции Харри Реднаппа в КПР оставались устойчивыми до самого последнего момента. Реднапп приглашал в свою команду всеми забытого Гленна Ходдла, поручал ему переориентировать Рейнджеров на схему с тремя центральными защитниками и отказывался от этого построения после первой же неудачи. Он подписывал проведшего худший сезон в своей карьере Рио Фердинанда, заставлял потерявшего скорость центрбека играть по незнакомой для него схеме и впоследствии списывал его в резерв. В конце концов, Харри продолжал делать ставку исключительно на мотивационный аспект своей работы, продолжая буквально воспринимать слова великого Клафа о том, что футбольные матчи выигрывают не схемы, а футболисты. И все же серьезные разговоры о возможной отставке англичанина начались только две недели назад, когда КПР снова опустился в зону вылета, а матч против МЮ, по слухам, грозилась стать последним для него на Лофтус Роуд.

Обозванная менеджером Юнайтед Луи ван Галом «Куинз Парк Рейзинс» команда решающий матч проиграла, однако после финального свистка заслужила аплодисменты от домашнего стадиона – на фоне потратившей летом 150 млн фунтов команды Рейнджеры выглядели неплохо, а реализуй свою возможность Остин, они и вовсе могли зацепиться за очки. Реднапп же, в свою очередь, развеял все слухи о возможном увольнении, заявив, что его отношения с владельцем КПР Тони Фернандесом портит только факт наличия в клубе человека, который распространяет информацию об его отставке. Публично поддержал менеджера и сам Фернандес: «Я твердо уверен в том, что Харри в сложившихся обстоятельствах является нашей лучшей кандидатурой. Реднапп лично подбирал этот состав, поэтому именно он лучше всех подходит для того чтобы помочь нам сохранить место в Премьер-лиге». 

Два года назад Фернандес приглашал Харри на Лофтус Роуд в роли спасителя, призванного помочь КПР остаться в элитном английском дивизионе, но, унаследовав раздутый и разбалансированный состав, в условиях борьбы за выживание Реднапп не сумел оперативно провести кадровую чистку, а только усугубил ситуацию новыми зимними подписаниями. В конечном итоге Обручи не сумели оправиться от стартовой серии без побед и покинули Премьер-лигу – процесс реабилитации КПР продолжился в Чемпионшипе.

Для Харри ставки были как никогда высокими: перед началом сезона во втором по рангу дивизионе, он заявил, что всерьез рассматривает вариант ухода на пенсию в случае провала нового проекта КПР, санкции же УЕФА в рамках политики Финансового фэйр-плей не оставляли клубу права на ошибку. Получив одобрение Тони Фернандеса, Реднапп избавился от большинства подписанных его предшественником Марком Хьюзом звездных новичков, сделав ставку на более приспособленных к условиям Чемпионшипа игроков, и в конце концов вернул Обручей в Премьер-лигу через плей-офф. Особых иллюзий насчет возвращения этой команды в Премьер-лигу, однако, никто не испытывал, ведь нестабильная игра коллектива на протяжении сезона не позволяла рассчитывать на легкую жизнь в элите, а его результаты в выездных встречах представляли серьезный повод для беспокойства. Все те же проблемы препятствуют Реднаппу и в новом сезоне: ни одна команда до КПР, не сумевшая взять очки в первых одиннадцати выездных матчах сезона, еще не оставалась в АПЛ.

Наверняка осведомлен об этом факте Тони Фернандес. После трудностей его главного бизнеса, компании бюджетных авиалиний AirAsia, и вынужденного ухода из Формулы-1, в которой он руководил компанией Кейтерэм, воспоминания от прошлого года у него остались далеко не лучшие. Завоеванная усилиями Бобби Заморы победа в плей-офф Чемпионшипа, похоже, стала едва ли не единственным позитивным воспоминанием Фернандеса о 2014-м. Вероятно, именно поэтому Тони до последнего поддерживал своего ставленника Реднаппа. Однако казавшееся порой неиссякаемым терпение владельца клуба все же лопнуло.

За время правления малазийца КПР успел заиметь славу оптового покупателя футболистов (только Реднапп успел потратить около 60 млн фунтов, оправдал же вложенные в него средства разве что бомбардир Чарли Остин), а недавний слух о переезде на Лофтус Роуд Эмманюэля Адебайора вдохновил английскую прессу на шутки о том, что бывший нападающий Арсенала и Тоттенхэма отлично подходит на роль новичка футбольного клуба «Наемники Куинз Парк». Впрочем, владелец КПР от подписания тоголезского путешественника отказался, и единственным входящим трансфером команды в январе оказалась аренда другого колоритного персонажа, Мауро Сарате. Еще более анекдотичная история: в последний день трансферного окна Реднапп тщетно попытался вернуть Сарате назад в Вест Хэм в обмен на вингера Мэттью Джарвиса. 

Понятное дело, подобная ситуация привыкшего много тратить Реднаппа устраивать не могла. Англичанин опровергнет это в эксклюзивном интервью Sky Sports, однако, по сообщениям инсайдеров, именно разногласия с руководством клуба в трансферной политике окончательно убедили его написать заявление об уходе. Реднапп покидает КПР по собственному желанию – не самый почетный уход, но, похоже, наиболее достойный выход из сложившейся ситуации. По крайней мере, подобная мысль имела бы право на существование, если бы не тот факт, что сейчас мы говорим о том самом старине Харри.

Жестокая и беспощадная игра – всего несколько лет назад Реднапп стал первым за десятилетие английским менеджером (и только четвертым в истории), выведшем свою команду в Лигу чемпионов. Он до сих пор гордится тем фактом, что, приняв Тоттенхэм на последнем месте в турнирной таблице, в конце концов сумел привести Шпор к четвертьфиналу самого престижного европейского турнира. Весной же 2012-го, после ухода Фабио Капелло из сборной Англии, именно Реднапп считался фаворитом на оставленный итальянцем пост: англичанина поддерживали не только болельщики, но и многие футболисты национальной команды с его племянником Фрэнком Лампардом во главе. Выбор Футбольной Ассоциации, впрочем, остановился на персоне более сдержанного и опытного на международном уровне Роя Ходжсона.

Несправедливо заработав на ранних стадиях своей карьеры реноме примитивного и неприхотливого специалиста, Реднапп заставил изменить подобное мнение еще после победы в Кубке Англии с Портсмутом, но окончательно сумел избавиться от него Харри в Тоттенхэме. Рафаэль ван дер Ваарт мог рассказывать о том, что за все проведенное в Лондоне время он ни разу не видел, как Реднапп использует доску и мел для объяснения своей тактики, однако отзывы Луки Модрича и Гарета Бэйла свидетельствуют о другом. К слову, именно Реднаппу самый дорогой футболист мира обязан определяющим в его карьере перемещением с фланга на позицию под нападающим. О чем это говорит? На Уайт Харт Лейн англичанин довольно успешно работал с футболистами топ-класса – и их классу как минимум соответствовал.

Обретенный статус специалиста уровня Лиги чемпионов, однако, не мешал лондонцу сохранять все атрибуты тренера старой школы. Реднапп предпочитал единолично контролировать подписания в своих клубах, досконально изучив подводные камни футбольного бизнеса, включая сотрудничеством с агентами, считал мотивацию лучшим инструментом в своем арсенале и не обращал внимания на внедрение конкурентами новых принципов подготовки футболистов. Все это делало консервативного Харри в мире все более сухого и технологичного футбола подлинным динозавром. Приглашение же в Тоттенхэм в качестве преемника Реднаппа модного тогда Андре Виллаш-Боаша это мнение только подчеркивало – казалось, что Шпоры меняли Харри на полную его противоположность. Впрочем, все мы знаем, чем завершился этот эксперимент Даниэла Леви. 

Банально, но, по всей видимости, вместе с тренерской карьерой Харри Реднаппа подходит к концу целая эпоха английского футбола. Уходящему на покой Харри волноваться об этом некогда – после необходимой операции он будет занят дегустацией вина в компании жены и выгуливанием собак. А вот руководству КПР и Футбольной Ассоциации, потерявшей не только самого возрастного, но и наиболее успешного тренера в своей юрисдикции, пора бы задуматься о его преемнике. 

Ярослав Друзюк, Football.ua