Необходимость заменить Хосепа Гвардиолу в Баварии заставила бы большинство тренеров изрядно понервничать. Но у большинства тренеров нет такого послужного списка, как у Карло Анчелотти.

Сидя в конференц-зале одного из лондонских офисов издательства Penguin, которое выпустило его книгу "Молчаливое лидерство: завоевывая сердца, умы и трофеи", Карло очень похож на "Плюшевого мишку", как однажды назвал его бывший одноклубник по Милану Паоло Мальдини.

Почтенный итальянец, который привык быть джентльменом и обладает замечательным характером, добился невероятного успеха в роли и игрока, и тренера, выиграв более тридцати важных трофеев за последние сорок лет.

Список мест его работы в роли тренера очень похож на список величайших клубов мира – Ювентус, Милан, Челси, ПСЖ, Реал, а теперь – Бавария. Не считая Боба Пейсли, Карло остается единственным  менеджером, который выигрывал Лигу чемпионов три раза… Пока три раза.

Отвечая на вопросы читателей FourFourTwo, Анчелотти поговорил о Криштиану Роналду, Челси, Златане Ибрахимовиче, Лестере, о том, как делать сыр пармезан и своем неожиданном актерском дебюте в новом фильме "Стар Трек".

- Ранее Вы говорили, что были "очень бедны" в детстве. Какие уроки Вы усвоили с того времени?

- Я помню те времена. Действительно, у нас не было много денег, но я вырос в прекрасной семье – рабочей семье. Это было тихое, мирное время. Мой отец никогда на меня не кричал. Я жил в большой семье: отец, мама, сестры, дедушка и бабушка. Тогда сформировался мой характер. Моя семья обрабатывала землю – мы были фермерами. Мы делали сыр пармезан. Я до сих пор знаю, как его делать. Каждое утро мы собирали коровье молоко, чтобы сделать этот сыр.

- Какой момент был самым ярким во время Вашей карьеры игрока в Милане? Каково это – играть со столькими легендарными футболистами?

- Я выбрал удачное время, чтобы перейти в Милан, не так ли? Тогда у нас была очень, очень классная команда, мы играли под руководством тренера, который точно знал, чего хотел. Арриго Сакки привносил в футбол что-то новое – то, как мы были организованы. И он учил нас проявлять себя, что позволяло нам оставаться на вершине. У меня были прекрасные отношения с Мальдини и Барези, но Сакки был ключевой фигурой.

- Какая команда лучше: Милан восьмидесятых или Барселона в наши дни?

- (Смеется). Это действительно сложный вопрос, ведь футбол сильно изменился с тех пор. Если честно, я думаю, Барселона сейчас играет с большей интенсивностью. Но сравнивать сложно, ведь правила игры изменились, особенно в том, что касается офсайда. Сейчас проще забивать голы, ведь держать высокую линию обороны стало тяжелее. Сейчас ты попадаешь в оффсайд, только если ты касаешься мяча или находишься недалеко от него. А когда я играл за Милан, то все должны были быть за линией.

- Что Вы почерпнули, работая помощником Арриго Сакки в сборной Италии на чемпионате мира в 1994? Как Вы утешали Роберто Баджо после того, как он не забил пенальти в финале?

- Три года работы с Арриго стали хорошим опытом. Я изучил методологию тренировок, а также многое узнал о стратегии и о том, как фокусироваться на мелких деталях. После финала я не говорил с Баджо, ведь что я мог сказать по сути? Два наших лучших пенальтиста – он и Барези, и оба они не забили. Это лотерея; тут дело в психологии, а не технике.

- Почему фанаты Ювентуса Вас не особо любили, когда Вы тренировали бьянко-нери? У Вас было чувство мести после того, как Вы обыграли их с Миланом в финале Лиги чемпионов в 2003?

- Проблема была в том, что я играл за Рому и Милан, им это не нравилось. В восьмидесятые годы между Миланом и Ювентусом было великое соперничество, эти команды постоянно сражались за титул. А перед этим в 1983 я был частью Ромы, которая обставила Ювентус в борьбе за скудетто – великий Ювентус с Платини, Бонеком, Джентиле, Ширеа и Дзоффом.

Я бы не назвал это местью, но было необычно играть в финале Лиги чемпионов против команды, которая меня недавно уволила. Но то был первый раз, когда я выиграл Лигу чемпионов в роли тренера, так что я испытывал чувство радости, а не мести.

- Вы больше раз побеждали в ЛЧ, чем в Серии А: три против одного. Жалеете, что не выиграли больше?

- Есть небольшое сожаление, ведь Милан был способен на большее, но мы много раз финишировали вторыми. Также я стал вторым с Пармой в 1997. Жалею, что не выиграл больше чемпионств с Миланом, ведь у нас была фантастическая команда. Мы хорошо играли в Лиге чемпионов – трижды дошли до финала и выиграли два из них. Но да, мы должны были завоевать больше чемпионств.

- Как Вы объясните поражение в финале Лиги чемпионов в 2005, когда к перерыву Милан вел 3:0. Вы могли сделать что-то по-другому, чтобы воспрепятствовать тому невероятному камбэку в Стамбуле?

- Я довольно часто вспоминаю тот матч и не знаю, что можно было сделать иначе. Все случилось за шесть минут. Мы играли сто четырнадцать минут, а Ливерпуль – шесть. Вот так вот. Это был очень странный поединок. Знаете, я играл в трех финалах Лиги чемпионов с Миланом, и в финале-2005 мы играли лучше всего, но это единственный, который мы проиграли!

- Игроки праздновали в перерыве? Они думали, что уже победили?

- Нет-нет, это туфта. Чушь собачья! Мы были счастливы, ведь выдали потрясающий первый тайм, но понимали, что нам предстоит еще один тайм. Даже при счете 3:3 мы могли вырвать победу на последней минуте, когда Андрей Шевченко мог забивать, но Ежи Дудек спас Ливерпуль.

- Ваш Челси эффектно выиграл Премьер-лигу в сезоне 2009/2010, забив более сотни голов. В чем был ваш секрет?

- У нас были великие игроки – такие парни, как Николя Анелька, Дидье Дрогба, Фрэнк Лампард и Михаэль Баллак. Все они находились в отличной форме в том сезоне. Это стало решающим фактором. Кроме того, все игроки чувствовали себя комфортно на своих позициях.

- Что пошло не так во втором сезоне в Челси? Что Вы чувствовали, когда Рэй Уилкинс покинул клуб без Вашего ведома?

- Мы хорошо начали, а потом посыпались травмы. У нас вылетели Джон Терри, Майкл Эссьен и Дидье Дрогба. Я не был рад, что Рэя уволили по ходу сезона. Мне бы хотелось сохранить его.

- Как Вы чувствовали себя, когда Роман Абрамович вошел в раздевалку после поражения в четвертьфинале Лиги чемпионов в 2011 от Манчестер Юнайтед? Это Вас задело?

- Это обычное дело, когда владельцы клуба заходят в раздевалку, чтобы поздороваться. Но в тот момент, сразу после поражения, всем было слегка стыдно. Стояла гробовая тишина. Я попытался прервать ее небольшой речью.

- Вы заслуживали лучшей участи, чем увольнение из Челси в последний день сезона, сразу после игры с Эвертоном на Гудисон Парк?

- Нет, я был осведомлен о ситуации, я знал, что это надвигается. Я был в раздевалке, но не испытывал шока, ведь увольнение – просто часть работы. Нет менеджера, которого бы никогда не увольняли. Ну ладно, может быть Пепа Гвардиолу, который сам покидал клубы, но его тренерская карьера еще слишком коротка – всего восемь лет.

- Челси в прошлом году просил Вас вернуться, чтобы заменить Жозе Моуриньо?

- Нет-нет. Но у меня не было бы проблем с возвращением в Челси. Мой опыт в Челси, да и английский футбол в целом были фантастическими.

- Как Вам удавалось руководить Златаном Ибрахимовичем и его огромным эго во время работы в ПСЖ?

- Ибра забавный парень, но также настоящий профессионал. Менеджеру нужно такое эго в игроках. Златан использует его во благо: он одарен лично, но играет на команду. Криштиану Роналду – точно такой же.

- Как это – тренировать Криштиану Роналду. Со стороны кажется, что с ним трудно работать, но как Вам удавалось использовать его по-максимуму в Мадриде?

- Его очень легко тренировать, ведь это профессионал, которому даже не нужно ничего говорить. Он точно знает, что должен быть готов и к матчам, и к тренировкам. Мне, как менеджеру, очень повезло иметь такого игрока в своем распоряжении, ведь он забивал по пятьдесят голов за сезон. Он хотел быть лучшим, самым лучшим. Я думаю, соперничество с Месси помогает каждому из них быть лучше. Очень сложно сказать, кто лучший из них. Но они, а также Златан, способны выигрывать матчи в одиночку. Помню, мне нравилось шутить с Роналду. Однажды я сказал, что он останется в запасе на важный матч. Я сказал: "Наша игра – в 16.00, но ты завтра отдыхаешь". Он посмотрел на меня в полном шоке. Тогда я сказал, что просто пошутил.

- Когда Вы принимали Реал, насколько важно было выиграть Десиму, долгожданный десятый кубок Лиги чемпионов в истории Реала?

- Это было главной целью для каждого в клубе. Игроки и болельщики были одержимы этой идеей. Реал долгое время не мог победить, но нам удалось это сделать в матче против Атлетико в конце моего первого сезона.

- Насколько сильно повлияли на Ваш второй сезон в Реале продажи Хаби Алонсо и Анхеля Ди Марии?

- Да, в конце концов это немного сказалось, но я не могу забыть, что на старте моего второго сезона мы одержали двадцать две победы кряду. А после этого начались проблемы — травмировались Лука Модрич и Серхио Рамос – и мы потеряли уверенность. Мы все равно дошли до полуфинала Лиги чемпионов, но проиграли Ювентусу, а в чемпионате лишь очко уступили Барселоне.

- Как Вы считаете, Вы заслуживали большего в Реале?

- Я знал, что если не выиграю, то меня уволят – я понимал это при подписании контракта. История твоей работы в клубе не важна, если ты не даешь результат. У меня не осталось сожалений по поводу моего времени в Мадриде – это было прекрасно. Каждый тренер мечтает поработать с Реалом, ведь это величайший клуб в мире, с потрясающей историей и фанатами по всему свету.

- Вы были разочарованы, когда агент Гарета Бэйла пошел напрямую к Флорентино Пересу, чтобы сообщить, что его клиент желает сменить позицию, а не Бэйл пришел поговорить с Вами?

- Да, был. Обычно я не беседую с агентами, но если игрок недоволен, то ему следует поговорить со мной, тренером. Обычно так и происходит и именно так должно быть.

- С кем было лучше работать: Сильвио Берлускони в Милане, Флорентино Пересом в Реале или Романом Абрамовичем в Челси?

- Я проработал восемь лет с Берлускони и по-прежнему поддерживаю с ним хорошие отношения. Тот факт, что эти президенты меня увольняли, не значит, что наши отношения испортились. И с Пересом мы тоже поддерживаем связь. Даже несмотря на то, что мы почти не разговаривали с Абрамовичем после моего увольнения, у меня с ним нет проблем.

- Алекс Фергюсон сказал: "Я надеялся, что Карло примет Ман Юнайтед. Это не сработало. Но может быть в другой раз…". Когда это случилось?

- Когда он завершил карьеру в 2013, он говорил со мной, но я уже дал слово Реалу. Манчестер Юнайтед опоздал. Но в другом случае я был бы заинтересован в работе с МЮ.

- Кого из игроков Вы хотели подписать, но не удалось?

- Я пробовал купить Стивена Джеррарда из Ливерпуля, когда был в Милане, но это было нереально. Я был близок к приобретению Роберто Баджо в Парму, но решил отказаться от этой затеи, ведь он играл не на той позиции, на которой я его хотел использовать. Тогда я не пожелал менять свою систему. Сейчас, когда у меня больше опыта, я бы сказал: "Ок, нет проблем – мы постараемся найти ему место на поле. В Италии я был бы рад тренировать Франческо Тотти. Ну и с Уэйном Руни мне было бы интересно поработать.

- Как Вы объясните успех Клаудио Раньери в Лестере? Это результат стыдит тех менеджеров, у которых было больше денег и лучшие игроки?

- Ключ к успеху состоял в той атмосфере, в тех взаимоотношениях, которые Клаудио выстроил со своими игроками. Тот факт, что у них было не очень много травм, позволил им находиться в прекрасной форме и быть очень организованными. Также у Клаудио было несколько очень хороших игроков – Нголо Канте, Рияд Марез и Джейми Варди. Я знаю Клаудио очень хорошо, у него фантастическая карьера в клубах по всему миру – в Испании, Италии, Англии, Франции… везде! Он отлично поработал и заслужил эту победу в Премьер-лиге.

- Вы тренировали нового босса Челси Антонио Конте 2 года, когда были у руля Ювентуса. Как, по-Вашему, пойдут у него дела во главе Челси в следующем сезоне?

- Конте – настоящий трудяга: очень серьезный, настоящий профессионал, всегда сконцентрированный на работе. Челси в его лице заполучил топ-менеджера, который внимателен к малейшим деталям. При переезде из Италии в Англию он обнаружит новый мир: меньше давления, нет насилия, великолепная атмосфера, полные стадионы – разительно отличается от Италии прямо сейчас. Он определенно добьется успеха в Челси. Клубу везло с итальянскими тренерами. С Джанлукой Виалли, со мной и с Роберто Ди Маттео, который помог им одержать победу в Лиге чемпионов.

- Вам было бы интересно когда-то возглавить сборную? Быть может, Италию? Или Англию?

- Сейчас я предпочитаю клубную работу, но в будущем все возможно, ничего не стану исключать. Англия? А почему бы и нет? Да без проблем.

- Вы играли под руководством Фабио Капелло в Милане. Как думаете, почему он провалился в роли тренера сборной Англии?

- Он отлично прошел квалификацию на чемпионат мира-2010, выиграв девять матчей из десяти. Но турнир проводится на очень коротком временном отрезке, так что все твои игроки должны быть в прекрасной форме, полностью готовыми к турниру. А это сложно, после того, как они провели сезон в Премьер-лиге и Лиге чемпионов.

- В каком европейском чемпионате побеждать сложнее всего?

- В том, что касается качества игры, это Испания. Все команды играют – даже маленькие. Просто посмотрите на успехи испанских команд в еврокубках. Атлетико и Реал были в финале Лиги чемпионов, Севилья выиграла Лигу Европы, а тот же Вильярреал дошел там до полуфинала.

С точки зрения тактики – я бы сказал, что это Италия, ведь здесь ты сталкиваешься с разнообразием тактических схем. На одной неделе ты играешь против 4-4-2, потом – 4-3-3, а после этого – 3-5-2. Так что итальянские тренеры получают много опыта и знаний. Тактически Италия – очень сложный чемпионат, ведь тут играют плотно.

Англия тоже отличается – тут все более интенсивно, матчи более зрелищные. Посмотрите, как Лестер выиграл титул в этом сезоне — чемпионат действительно конкурентен. Много команд могут создать проблемы большим клубам. Это очень сбалансированный чемпионат.

Во Франции сейчас есть только одна команда – ПСЖ.

- Жозе Моуриньо сказал, что он бы никогда не тренировал в стране, где разносчик формы может выиграть чемпионат. А Вы тоже так настроены?

- Разносчик формы может выиграть чемпионат? В смысле?

- Жозе упрекнул менеджеров, которые берутся за "легкие" работы.

- Ага, я понял! Ну это все — смотря как посмотреть. Действительно, я был тренером ПСЖ два года. Все дело в амбициях клуба. Цель ПСЖ заключалась не только в победах на внутренней арене, но и в том, чтобы стать грозной силой в Европе.

- Вы известны своим спокойным характером. А Вы когда-то теряли самообладание? Когда Вы больше всего выходили из себя?

- Это случилось в ПСЖ в 2013. Мы вылетели из Кубка Франции по пенальти против Эвиана и мы играли очень плохо, действительно ужасно. Я был невероятно зол – настолько, что сломал дверь. Еще я пнул коробку и она приземлилась Ибрахимовичу в голову. Он не отреагировал.

Если я выхожу из себя, то мне нужно покинуть раздевалку и выкурить сигаретку – тогда я снова в норме.

- Почему Вы выбрали Баварию следующим местом работы? Как ее можно усовершенствовать, если она с отрывом выигрывала Бундеслигу последних 4 сезона?

- Почему? Потому что это было подходящее время не только для меня, но и подходящее время для клуба. Бавария – это одна из лучших команд в Европе и это новый вызов для меня. Цель – оставаться конкурентоспособными. Они пять раз за последних пять лет выходили в полуфинал Лиги чемпионов, но победили лишь однажды. Так что в следующем году нам нужно собраться. Тяжело сделать хорошую команду еще лучше. Может быть, фокус заключается в том, чтобы поддерживать ее на том же уровне. Единственный игрок, которого я тренировал из этой команды – Хаби Алонсо, а другие будут новым опытом. Я сейчас учу немецкий, хоть это и сложно.

- Это правда, что Вы большой фанат Стар Трека и сыграли в новом фильме?

- Да, у меня там есть небольшое камео. Я играю доктора. У меня нет слов – я лишь на заднем плане. Я жил в Ванкувере и там шли сьемки фильма. Я дружу с актрисой Зои Салдана: она замужем за итальянцем и играет в этом фильме. Зои в шутку сказала, что я мог бы получить роль и спросила об этом режиссера – а в один прекрасный день я был утвержден на роль. О, я действительно ужасный актер. Я очень любил Стар Трек еще в детстве, так что прекрасно будет сейчас сыграть в новом фильме.

Интервью FourFourTwo

Перевод Евгения Музыки, Football.ua