Football.ua подводит итоги завершившегося Кубка африканских наций.
Снова победители, фото AFP
01 лютого 2010, 11:19
Не самый яркий и зрелищный Кубок Африки подошел к концу. Как это часто бывает, отсутствие бурных и запоминающихся эмоций дает немалую почву для размышлений как таковых – размышлений, быть может, более глубоких, не подпадающих под само понятие "итоги".
Да и к чему насильно загонять себя в рамки стандартных подзаголовков вроде "сборная" или "открытие турнира". Можно, конечно, пойти иным путем и обыграть это другим, шутливым образом – благо, африканская тематика небеспочвенна. Увы, но события состоявшегося турнира в Анголе в своем большинстве никак к подобному не располагают.
Чемпионат начался (а вполне мог и закончиться) за два дня до официального старта. Эффектную отмашку дали кабиндские сепаратисты. Наверное, люди совсем далекие от геополитической тематики ныне знают, что провинция Кабинда – одно из крупнейших месторождений нефти в Анголе. Слово "нефть" в современном мире созвучно слову "деньги", а деньги, причем деньги большие, принято делить, и далеко не всегда это проходит мирным путем.
Сепаратисты обстреляли автобус сборной Того, прибывавшей на турнир – поединки группы В как раз проходили в этой злосчастной Кабинде.
На месте был убит водитель автобуса, как оказалось позже, скончался помощник главного тренера и пресс-аташе сборной, а резервный (согласитесь, что подобное уточнение имеет свой вес) голкипер команды Кодйови Обилале с пулей внутри отправился в больницу ЮАР.
Дальнейшее развитие событий, не расти его корни из страшной трагедии, могло бы напомнить какой-то каламбур. Сборная Того то оставалась, то покидала турнир, местная федерация отправляла за ней самолет (при этом на турнир тоголезцы обязаны были отправиться на автобусе), в ситуацию вмешалась политика, а любой здравомыслящий человек, наслышанный об очередных угрозах сепаратистов, понимал, что отмена турнира была едва ли не единственным правильным выходом.
Иначе посчитала африканская Конфедерация Футбола во главе с Иссой Хайату вместе (уж давайте называть вещи своими именами) с ФИФА. Уже в последние дни турнира сборную Того, отозванную из Анголы местными футбольными властями, решили дисквалифицировать на два ближайший КАНАа, а ее федерации выставить штраф, который, впрочем, не есть существенным.
Логичность решения объяснить невозможно в принципе, хотя попробовать найти причину все же постараемся. Многоуважаемый камерунский президент африканского футбола не сумел внятно прокомментировать ситуацию, что заставляет воспринимать это как еще больший абсурд – явственно пересекаются чьи-то интересы и на сам факт нападения террористов на автобус тоголезской сборной начинаешь смотреть по-иному.
Такой поворот событий омерзителен просто до предела, но даже при всем цинизме мировых футбольных властей вряд ли их можно обвинить в глупости – а пытаться заставить людей увидеть в этом решении действенность системы КАФ и ФИФА, обеспокоенных случившемся, иначе как глупостью не назовешь.
Футболу – быть. Отпечаток ситуации в Кабинде лег и на сами игры. Кажется, даже самые смелые футболисты вряд ли смогут сохранять хладнокровие после того, как и в их коллег едва не выпустили обойму патронов. Дидье Дрогба, к примеру, после стартовой ничьей с командой Буркина-Фасо так прямо и сказал – мы не можем собраться. На старте турнира многие гранды были не в состоянии "собраться", а публика заговорила о возможном влиянии букмекеров.
К счастью, дальнейшие события подобные мысли развеяли. Кот д`Ивуар, Камерун, Нигерия и другие благополучно вышли из своих групп, но едва ли не каждый из участников предстоящего летом мундиаля оставил своей игрой много вопросов.
Разумеется, найти общую причину тому, что зубры вроде Дидье Дрогба, Самуэля Это`О, Джона Оби Микеля ил
и Яя Туре так и не показали всех своих лучших, не так просто – ситуация каждого из них сугубо персональная. Но никого из них не удается обвинить в игре "через не хочу".
Мы прекрасно понимаем, что летом в ЮАР мы увидим эти сборные другими. Верить в то, что, к примеру, Дрогба отбывал в Анголе номер, я отказываюсь. Достаточно много дал Дидье интервью, в которых не скрывал желания взять титул чемпиона на своем последнем турнире, достаточно много раз он отчаянно вступал в борьбу с защитниками команд-соперниц. Списывать слабую форму именно тех команд, что пополняются из европейских стран, можно условной акклиматизацией: переход из Европы в Африку – это переход из одного мира в другой. На Черном Континенте публика с восторгом встречает грубые нарушения на игроках чужих команд, а сами эти игроки не стесняются по пять раз за матч "заказывать" себе носилки, после чего возвращаться на поле.
Проблема эта не является единственной. Увы, у африканских сборных пока по-прежнему слабо поставлена игра. В этом плане особо разочаровала команда Камеруна, игравшая практически без центра поля – Ле Гуэн будто не знал, каким именно образом использовать Джереми – да не только его – в своих схематических построениях. По правде говоря, многие африканские футболисты по своей природе не обучены к тактике – и если в Европе они еще могут попасть в руки к действительно сильному специалисту, то с тренером сборной, которого они и так видят всего несколько раз в год, ситуация может быть иной.
Хотя Поль Ле Гуэн ведь тоже не последний человек своего дела. В отборочном цикле к Кубку Мира, по словам самих игроков, француз дал понять, что способен поднять команду на иной уровень, но уже на Кубке Африки пришлось вспоминать о ситуации, в которую успешный тренер Лиона попал в Шотландии, где работал с Рейнджерс. Он просто не понимал местный менталитет.
Хотя это еще что. Три из четырех команд, игравших в полуфинале, добились успеха в определенной степени благодаря силовой игре. И египтяне, и алжирцы, не щадя ни своих, ни чужих ног, играли в обороне и в средней линии. Сборная Ганы при этом брала массой и силой – мощных ребят у команды Милована Райеваца хоть отбавляй.
И здесь вполне реально найти отличия. Сборная Ганы
своей мощью являет собой скорее исключение из большинства других черных команд – именно более атлетичные чернокожие футболисты прекрасно играют на флангах (возьмите лишь Мабину из Анголы и Инкума из Ганы), в то время как игровую картинку и умение разрушать в большей степени продемонстрировали команды Алжира и Египта.
Их поединок в полуфинале стал настоящей войной – это вам не разборки Милана и Интера да Арсенала с Манчестером. Здесь истинная принципиальность, и истинная вражда – здесь просто иной мир, хорошо это или плохо. Но когда кипер алжирцев Шауши на последней минуте поединка с размаху бьет в ногу форварду сборной Египта, поневоле склоняешься ко второму варианту.
Очень и очень неправильно искать причину третьей кряду победы на турнире египтян в нежелании более мощных и распиаренных команд "проливать кровь" на столь "мелком" турнире, да еще и посреди сытного европейского сезона. Хассан Шехата построил эту команду не с наскока и именно ему, как никому другому, удалось привить своей сборной командную игру, при этом не бояться использовать футболистов на разных позициях – не гадать на кофейной гуще, а срабатывать конкретно, по ситуации. Полузащитник Мохамед Гедо, ставший лучшим бомбардиром турнира, регулярно выходя на замену, уже может
считаться легендой. По крайней мере, в историю войдет его рассказ о том, как он из Интернета прочитал о приглашении на Кубок Африки. Кто-то в Египте жалеет, что Шехата не вызвал Мидо? А ведь говорили о надломе.
Да, большинство Фараонов играет в местном чемпионате, - отрицать этого не стоит. Сборная Египта из раза в раз пролетает мимо мировых футбольных первенств, хотя, по правде говоря, найти этому логичное объяснение трудно. Тот же Алжир осенью они обязаны были выносить вперед ногами.
Африке нужны тренеры, способные создать работающий механизм. Приятно видеть работу Милована Райеваца в Гане, команда которого, ослабленная вылетом такого монстра как Майкл Эссьен и ряда игроков помельче, смогла в стиле сборной Греции добраться до самого финала. И если летом будут здоровы Пэйнтсил, Мунтари и, конечно же, Эссьен, Черные Звезды будут в состоянии навести шороху в Южной Африке. Не забывайте об их чудесной молодой (здесь должны последовать насмешки по поводу умелой работы африканских паспортных бюро) поросли: братья Айювы, Самуэль Инкум и другие ребята уже сейчас способны решать серьезные задачи, что и показал закончившийся турнир.
На столь мажорной ноте, сливающейся воедино с африканским ритмом, мы подходим к концу. Кубок африканских наций завершен, но очень хотелось бы верить, что в некоторых местных странах работа лишь только начинается.
Иван Громиков, Football.ua