Фулхэм – самобытный клуб, который, невзирая на все попытки "обновления имиджа", сохраняет свою самобытность. Достаточно сказать, что Фулхэм – самый старый профессиональный клуб Лондона, который берет свое начало в 1879 году из команды, основанной при церкви Святого Андрея.

Первые десятилетия своего существования Фулхэм отыграл без пыли и шума в рамках местных лиг и турниров. Впрочем, даже тогда случались забавные, но запоминающиеся курьезы. Например, в 1887 году пришлось отменить матч с Миллуолл Роверс по той причине, что лопнули все три имевшихся в наличии мяча!

В 1905 году размеренное течение жизни в футбольном клубе Фулхэм оборвалось с возникновением по инициативе семьи Мирс клуба Челси. Новое детище расположилось в какой-то миле от стадиона Крейвен Коттедж, который после долгих странствий и скитаний в 1895 году стал пристанищем Дачников. В 1907 году Фулхэм стал членом Футбольной Лиги, однако было уже поздно – "выскочки с Фулхэм Роуд" за небольшими и непродолжительными исключениями надежно затмевали "старожилов".

Еще один болезненный удар по развитию Фулхэма нанесло решение Генри Норриса, главы клуба и члена местного парламента, переключить свое внимание на Арсенал. Норрис вынашивал амбициозную идею создания мощного клуба, но объединить Арсенал с Фулхэм или перевести Канониров на Крейвен Коттедж ему не позволили. Тогда Норрис бросил Фулхэм и в 1913 году перевез Арсенал в Северный Лондон, на стадион Хайбери. В период между двумя войнами Канониры превратились в ведущий клуб страны, а Фулхэм болтался между вторым и третьим дивизионами, дебютировав в элите только в 1949 году.

Нынешнее стабильное положение Фулхэма как клуба Премьер-лиги с точки зрения истории Дачников кажется каким-то помутнением, чем-то из ряда вон выходящим. Из 93-х сезонов, что команда провела в Футбольной Лиге, пятьдесят прошли на втором уровне английского футбола, девятнадцать – на третьем, а в период 1994-97 годов клуб и вовсе обитал на самом дне. В сезоне-1995/96 Фулхэм финишировал на 17-м месте в последнем дивизионе, но именно этот наихудший в истории результат стал для клуба такого масштаба началом впечатляющего взлета.

Нынешний сезон – девятый подряд для Дачников в элите, и это повторение лучшего достижения, установленного командами Бедфорда Джеззарда и Вика Бэкингэма в 1960-х годах. Но даже тогда Фулхэм, ведомый блистательным капитаном сборной Англии Джонни Хейнсом, не поднимался выше десятого места. В том составе было немало примечательных личностей, кроме Хейнса. Например, Джордж Коэн считался основным правым защитником сборной Англии (37 матчей) и стал чемпионом мира, полузащитник Алан Маллери также стал игроков сборной, но, правда, уже в составе Тоттенхэма, а шотландский правый нападающий Грэм Леггатт сделал самый быстрый хет-трик в истории Футбольной Лиги (26 декабря 1963 года Фулхэм с рекордным для себя счетом 10:1 обыграл Ипсвич, а Леггатт забил трижды в течение трех минут).

1960-е годы по праву считались "золотой эрой" Дачников. Публике была симпатична репутация милого семейного клуба, в котором выступают яркие индивидуальности. Сэр Бобби Робсон, который начинал в Фулхэме не только карьеру игрока, но и менеджера, вспоминал, что в те годы клуб был скорее "увеселительным заведением", чем "школой чемпионов". Ничего удивительного в этом нет, если Фулхэм пользовался популярностью среди творческой элиты – певцов, актеров и комедиантов. Известный в Англии комик Джимми Триндер долгое время был председателем правления клуба и вошел в историю клуба благодаря целому ряду баек.

Например, однажды Триндер появился в раздевалке команды и застал там тренера, который делал массаж… гончей. "Это что, наш новый центрфорвард?", - пошутил Джимми. Оказалось, что собаку притащил нападающий Чарли Миттен, который объяснил, что "пес нуждается в особом уходе, ведь он принимает участие в ближайшем забеге". "У него отличные шансы на победу, все ребята на него поставили. Босс, ведь если собачка плохо подготовится и проиграет, команда расстроится. Я знаю, вы не допустите это". Триндер, конечно же, не мог допустить такое и, более того, немного поразмыслив, достал из кармана пятерку – мол, участвую в ставке. Пес пришел последним, а на следующий день по распоряжению Триндера на двери в раздевалку появилась табличка: "Вход разрешен только двуногим животным".

Суперзвезды шоу-бизнеса любили атмосферу, царившую на Крейвен Коттедж, но затем, по мнению одного из самых ярких футболистов в истории Фулхэма Родни Марша, "все в клубе стали слишком серьезными, и тусовка перебралась в Челси". На самом деле наступило время платить по счетам, и тогда даже комедиант Триндер понял, что поводов для веселья не осталось. Финансовые возможности Фулхэма выглядели скромно на фоне больших клубов того времени, и в жесте Триндера, который после отмены потолка зарплаты стал платить Хейнсу сто фунтов в неделю (немыслимые по тем временам деньги), был больше эпатажа, чем здравого смысла.

Хейнс старел, лучших игроков приходилось продавать, с каждым годом Дачникам все труднее было выживать. В 1969 году, после двух кряду последних мест, Фулхэм играл уже в третьем дивизионе. Благодаря таким звездам как Марш, Бобби Мур и Джордж Бест Дачники в середине 1970-х привлекли к себе внимание красивой, зрелищной игрой, однако результаты оставляли желать лучшего. Фулхэм превратился в середняка второго дивизиона, а первый и до сих пор единственный выход в истории клуба в финал Кубка Англии не принес ничего, кроме разочарования: Дачники уступили Вест Хэму 0:2.

Эрик Миллер и Эрни Клей великолепно вели свои дела в бизнесе, однако в руководстве футбольным клубом демонстрировали редкую безалаберность и некомпетентность. Бывший нападающий сборной Англии Мэлколм Макдональд, возглавив Фулхэм в начале 1980-х годов, с удивлением обнаружил, что до сих пор болельщики бесплатно пробираются на Крейвен Коттедж через те же лазейки, что использовал он в детстве. Но если за двадцать лет до того, когда на Дачников ходило больше 25 тысяч зрителей, полторы тысячи безбилетников погоды не делали, то в ситуации, когда официальная посещаемость упала до трех тысяч, такое количество неучтенных зрителей означало новые финансовые потери. Собрав интересный молодой состав, в котором начинали будущие игроки национальных сборных Пол Паркер (Англия), Джефф Хопкинс (Уэльс) и Рэй Хафтон (Ирландия), Макдональд в 1983 году был на расстоянии одного матча от элиты. Увы, Фулхэм уступил Дерби 0:1, который сражался за выживание, и потерял победный импульс.

Окончательно запутавшись в делах, Миллер застрелился, а сам Фулхэм в 1987 году едва спасся от банкротства. Новые владельцы задумали объединение с земляками из Куинз Парк Рейнджерс, но сохранить команду и клуб удалось и без этого. Джимми Хилл, много сделавший разных дел для английского футбола 1950-80-х годов, вошел в совет директоров родного Фулхэма, в составе которого когда-то провел без малого триста матчей, и, что называется, сумел сохранить традиции.

Хилл покинул клуб в 1997 году, когда хозяином на Крейвен Коттедже стал египетский миллионер Мохамед Аль-Файед. Он сразу же пообещал за пять лет вывести клуб в Премьер-лигу, а затем поставил более конкретную и масштабную цель – превратить Фулхэм в "Манчестер Юнайтед Западного Лондона". Действительно, Аль-Файед не жалел средств и красноречия, когда пробивал для Дачников дорогу в элиту. С командой работали модные наставники Кевин Киган и Жан Тигана, трансферные рекорды перестали быть застывшей строчкой в клубном досье и "пятилетку" Фулхэм выполнил за четыре года – сезон 2001/02 команда начала в Премьер-лиге.

Готовясь к дебюту в элите, где Дачники отсутствовали 33 года, Аль-Файед потратил 30 миллионов фунтов, пригласив, в частности, основного вратаря сборной Голландии Эдвина ван дер Сара из Ювентуса. Однако взять таким же нахрапом Премьер-лигу, где невозможно просто так пробиться к кормушке, не получилось, и энтузиазм владельца стал иссякать. Победа в Кубке Интертото и выход в основную сетку Кубка УЕФА в сезоне 2002/03 стали слабым утешением. Когда неудачей завершился ряд попыток получить разрешение либо на строительство нового стадиона, либо на принципиальную перестройку Крейвен Коттеджа, Аль-Файед резко сократил вложения в клуб и по сути перевел его на самофинансирование и самоокупаемость.

В таких условиях многое зависело от способностей менеджера, и если Крису Коулмэну не просто удавалось удерживать команду в элите, но и установить клубный рекорд (9-е место в сезоне 2003/04), то при Лори Санчесе Фулхэм крайне неудачно начал сезон 2007/08 и висел на волоске от вылета. Но в этой ситуации Аль-Файед принял верное решение, вверив Дачников опытному наставнику Рою Ходжсону, который сделал себе имя в Европе, но не пользовался большим доверием на родине. И Ходжсон, невзирая на то, что условия финансирования команды не изменились, сотворил чудо: Фулхэм избежал вылета, победив в четырех из пяти последних туров, а в прошлом сезоне вообще поднялся на рекордное для себя седьмое место!

Сегодня Фулхэм продолжает оставаться "семейным клубом", но теперь он из "непутевого, хоть и любимого отпрыска" превратился в "радость и гордость всей семьи".

Алексей Иванов, Football.ua